Приложение МААМ

Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста

Рябова Тамара
Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Устное народное творчество. Устное – из уст в уста. Народное – автор – народ. Творчество – создано в результате труда.

Устное народное творчество всегда было неразрывно связано с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.

Актуальность:

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

Темочки:

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов! Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимый уровень общения.

В ФОП указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Использование фольклора, как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.

Цель моей работы создать оптимальные условия речевого развития дошкольников средствами устного народного творчества.

Задачи:

1. Определить основные методы использования фольклора для развития речи детей дошкольного возраста.

2. Способствовать развитию познавательной активности детей, помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Для этого в своей работе использую преимущественно наглядно-практические методы и способы ознакомления детей с фольклором, чтением сказок, загадывания загадок, исполнение песен, закличек, потешек и т. д.

На начальном этапе была подобрана методическая литература, в группе созданы фольклорный уголок, книжный, уголок ряженья, театрально-музыкальный, уголок творчества.

Подбор дидактических материалов, картотеки потешек, хороводов, народных песен, загадок, наглядный материал для активизации речевого общения детей, побуждающий ребят к общению между собой, исполнению песен, рассказыванию сказок. В группе имеются разнообразные виды театра (пальчиковый, настольный, теневой).

Совместно с родителями собрали фольклорный уголок, в котором есть все необходимые предметы по ознакомлению детей с народным бытом (чугунок, самовар, половик, кружок, рушник, деревянные ложки, берестяные туески, вышитый салфетки, и др.). С родителями проводятся совместные мероприятия (праздники, викторины, консультации, беседы, круглые столы).

Пополнен книжный уголок русскими народными сказками, потешками, загадками, пословицами, поговорками, закличками.

Ребята в свободной игровой деятельности с удовольствием обыгрывают знакомые сказки, потешки при этом используют куклы БиБаБо, пальчиковый, теневой, настольный театр, играют в русские народные игры.

При проведении ООД использую игровую мотивацию, сюрпризные моменты, художественно - речевой материал, игры и упражнения: на развитие эмоциональной сферы и мелкой мускулатуры рук (картотека этих игр имеется в группе и постоянно пополняется). А так же в работе применяю информационно-коммуникативные игровые технологии.

Элементы фольклора включаем при проведении праздников и мероприятий, которые проходят в детском саду такие как: Масленица, праздник весны и т. д.

Так же использую малые жанры фольклора на прогулках, при наблюдениях за живыми объектами, природными явлениями, транспортом и т. д. Во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание, в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей.

Делюсь опытом с педагогами (консультациями, подбором методов развития речи детей средствами фольклора). Принимаем активное участие во всероссийских и международных заочных конкурсах и вебинарах по данной теме.

- В одной древней китайской пословице говорится:

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,дай сделать - и я пойму».

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию средствами фольклора. Рассмотрим некоторые из них.

- Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной.

-Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.

1. Потешки.

Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли?

Это стихотворное произведение, которое сочинил народ, оно служило для поднятия настроения ребенку, оно веселило или «потешало» маленьких детей. Дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Помимо прочего, это способствует произвольной памяти, развитию мелкой моторики, развитию речи,.

В младшем дошкольном возрасте потешки помогают при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности.

Учим умываться создавая у детей положительные эмоции:

- Мыло будет пениться, грязь куда-то денется!

- Буль-буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться!

С помощью потешек также изучаем части тела:

- Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать-моргать,

Ручки – все хватать-хватать.

На улице мы с помощью потешек изучаем с детьми окружающий мир и его явления:-Тра-та-та! Тра-та-та! Рада снегу детвора!

Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!

Ком на ком поставили, глазки подведём,

Нос-морковку вставим, шапочку найдем.

Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!

Собирая детей на прогулку, замечая, то или другое природное явление:

Солнышко- ведрышко

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

Во время кормления:

- Умницы, детки

Ешьте кашку сладеньку-

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

Причесывая, девочек:

- Расти, коса до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

В процессе использования потешек развиваются и закрепляются навыки самообслуживания и расширяется кругозор, а так же расширяется словарный запас детей.

Сегодня я хочу показать вам, как можно разнообразить и сделать более увлекательной и интересной работу по заучиванию потешек.

- Послушайте, пожалуйста, потешку:

Собака на кухне пироги печет,

Кот в углу –сухари толчет,

Кошка в окошке рубашку шьет

Курочка в сапожках- избушку метет.

Объяснение незнакомых слов: «толчет» - измельчает;

-О каких домашних животных говорится в этой потешке?

(О собаке, о коте, о кошке и о курочке)

-А чем они занимаются? (Демонстрация картинки).

(Собака пироги печет, кот сухари толчет, кошка рубашку шьет, курочка избушку метет,.)

-Давайте с вами выучим эту потешку. (Повторное чтение)

Заучивание потешки с демонстрацией картинки по содержания потешки:

- шёпотом,

- в полголоса с хлопками,

- в полный голос

- расскажите,потешку наизусть. Молодцы!

В логопедической работе потешка может использоваться в работе над дифференциацией звуков

Например: Тачка-дачка

Строим мы в поселке дачку,

И кладем песок на тачку

Тачка полная песка

Дачка низкая пока.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей.

Загадки: обогащают словарь детей за счет многозначности слов; помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Игра «Подбери отгадку».

Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный рисунок на слайде (по очереди команды отгадывают).

1. Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером (ночь)

2. Цветное коромысло

Над рекой повисло (радуга)

3. Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

Но мы считаем, что загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость.

Пословицы и поговорки.

Так же для развития речи детей использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.

1. Объясните мне смысл этой пословицы. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. А теперь произнесите пословицу «Долог день до вечера, коли делать нечего» - хором,громко,а теперь тихо,грустно,радостно. (Повторение с изменением силы голоса, с разными эмоциями.)

3. Конкурс пословиц.

У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц знает воз.

Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.

1. Без труда –. (не вытащишь и рыбку из пруда).

2. Хочешь есть калачи –. (не сиди на печи).

3. Слышали звон …. (да не узнали где он).

4. Глаза страшатся –. (а руки делают).

5. Поспешишь -. (людей насмешишь).

Разучивать пословицы и поговорки можно с помощью мнемотаблиц (см практич мат)

Скороговорки.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Ведь ещё у детей недостаточно чётко работают органы рече-двигательного аппарата. Некоторым ребятишкам присуща излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний, другим наоборот – излишняя замедленность слов, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Например, проговаривание скороговорок в разных темпах:медленно, быстрее, быстро.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, хотя остаются в то же время простой игрой. Этим они и привлекают детей.

Конкурс скороговорок.

Например, попробуем выучить скороговорку:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон

В дубе дятлово дупло

Дятлу в том дупле тепло.

Как проговаривать скороговорки с детьми?

В начале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку.

Обращаем внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных.

Следующий шаг - учимся делать все то же, но в беззвучном режиме. работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом.

Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

Скороговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи. Такие упражнения развивают у детей чувство ритма. Рифмы и ритм чистоговорок облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи.

Сказки

Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка. Во время работы со сказками использую следующие формы работы :

=Рассказывание сказки

=Отгадывание загадок о сказочных героях и придумывание новых.

=Пересказ эпизода от имени сказочного героя.

=Придумывание нового конца сказки.

=Придумывание нового названия к сказке.

=Пересказ с помощью иллюстраций.

=Изменение сюжета сказки.

=Введение нового персонажа.

=Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрации.

=Придумывание сказки по схеме.

=Самостоятельное составление рассказа о любимом герое.

=Рисование различных сюжетов из сказки.

=Словотворчество.

=Метод интервью.

А знаете ли вы их?

1. «Угадай-ка».(расширение словарного запаса, развитие речи.)

- Дети вам необходимо ответить на такие вопросы:

1) Какую песенку пел Колобок?

2)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

3) Какую песенку пела мама –коза в сказке «Волк и семеро козлят»

4. Какие слова говорила Маша медведю сидя в кузовке.

5. Песенка лисы из сказки «Кот петух и лиса»петушок, петушок

3. «Определи сказку».

Например:

1)Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

2)Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

3) Красна девица грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

3.«Дополни имя»

У некоторых сказочных героев двойные имена.

Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном

герое идет речь?

Василиса - ….(Премудрая, Братец - ….(Иванушка,

Сестрица - ….(Аленушка, Кощей -. (Бессмертный,

Иван - ….(Царевич, Елена -….(Прекрасная).

6.«Волшебный клубок»

Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу. (волшебная палочка, сапоги-скороходы,скатерть-самобранка, ковер самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка)

«Узнай героя сказки по описанию» (Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец (Сказка «Семь Симеонов – семь работников»)

«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине». (Елена Прекрасная Сказка «Семь Симеонов – семь работников»)

«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»(Петух Сказка «Петух да собака»)

Была лягушкой, обернулась белой лебедью. (Василиса Премудрая Сказка «Царевна – лягушка»)

«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»

Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».

Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»

«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)

«По щучьему велению, по моему хотению. (Сказка «По щучьему велению»)

«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом».(Сказка «Царевна – лягушка»)

«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»

(Сказка «Сивка – бурка»)

«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает».(Сказка «Волшебное кольцо»)

Интервью

Умение задавать развернутые вопросы в контексте определенной ситуации является лакмусовой бумажкой развития речи ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы овладеть этим навыком, играйте с ребенком в интервью. Для пущей важности можно дать ребенку подобие микрофона и попросить задать вопросы герою сказки о его жизни, поведении и других моментах по сюжету. Для усложнения игры введите правило – вопросы, на которые можно ответить одним словом, не задавать.

В начале ребенку будет очень сложно, поэтому помогайте ему, подсказывайте. Можете задавать вопросы по очереди. Пусть малыш побудет не только в качестве интервьюера, но и потренируется отвечать на вопросы в сказочном образе.

Новое название. Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.

А теперь закрыли глаза и вернулись с мира детства и стали взрослыми.

И в заключении хотелось бы отметить, что развитие речи дошкольников имеет важное значение.

Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, детям интересны обороты и выражения народной речи.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Сказки, потешки, пословицы, считалочки, загадки не только позволят нам сделать процесс воспитания более разнообразным, интересным и радостным, но и помогут разбудить детскую фантазию и творческую инициативу, а так же стать прекрасным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающее самостоятельную речевую деятельность.

В процессе работы были замечены такие изменения:

— у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; придумывают загадки; инсценируют сказки.

— у родителей и педагогов также замечен повышенный интерес к использованию фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

Чтобы убедиться в эффективности работы по развитию речи дошкольников средствами фольклорных форм, на заключительном этапе проводилась диагностика (О. Ушаковой, Е. Струниной, в результате которой была выявлена положительная динамика в повышении уровня речевых умений дошкольников.

Рефлексия:

И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.

А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мне очень было приятно поделиться с вами своим опытом, надеюсь на то, что он будет полезен вам в вашей педагогической деятельности.

Творческих всем успехов!

Раздача буклетов коллегам на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

План по нравственному воспитанию через использование устного народного творчества для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь. Календарно – обрядовые праздники: Осень, осень, в гости просим» (беседа). Цель: закрепить представление детей об осеннем времени.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2024 в 08:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Рябова Тамара (УИ 174593) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД