Елена Попова
Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса данной области, с целью развития творческого потенциала;
2. Дать участникам мастер-класса практические знания, об опытно-экспериментальной деятельности и возможности применения их на практике;
3. Распространение педагогического опыта.
Публикация «Мастер-класс „Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Педагогическая технология - этосовокупность психолого-педагогических установок,определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачёв)
Современные образовательные технологии:
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. технология портфолио дошкольника и воспитателя;
7. игровая технология;
8. технология «ТРИЗ» и др.
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
1. эвристическая беседа;
2. постановка и решение вопросов проблемного характера;
3. наблюдения;
4. моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
опыты;
5. фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов трудовой деятельности;
5. «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
6. подражание голосам и звукам природы;
7. использование художественного слова;
8. дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
9. трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности:
1. Опыты (экспериментирование);
2. Коллекционирование (классификационная работа);
3. Путешествие по карте;
4. Путешествие по «реке времени».
Задание: построить последовательность детского экспериментирования. Вам представлены слова:
1. выдвижение гипотезы;
2. проверка предположения;
3. целеполагание;
4. проблемная ситуация;
5. формулировка вывода;
6. новая гипотеза.
Правильный ответ:
1. проблемная ситуация;
2. целеполагание;
3. выдвижение гипотез;
4. проверка предположения;
5. если предположение подтвердилось: формулировка вывода;
6. если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.
Эксперимент №1.«Вода из снега»
Состояние воды зависит от окружающей температуры. Тепло –капельки из тучки спускаются к нам в виде дождика. Холодно – капельки превращаются в снежинки. Но и то и другое – вода.
В ладошки положим снег и скажем такие слова:
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму и снег и снежинки люблю,
Но где же снежинки? В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно ладошки мои горячи.
(Снег под действием тепла превращается в воду)
Эксперимент №2.«Волшебные краски» (Смешивание цветов)
Смешиваем краски разного цвета. При смешивании получаются
новые цвета. Если к синей добавить желтой, получится зеленая
вода. Если в красную воду добавить синей краски, получится
фиолетовая, если к желтой красную, получится оранжевая.
Эксперимент №3.«Плавающий апельсин»
Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удаться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул. Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре
есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Эксперимент №4.«Мыльные пузыри»
Пускание мыльных пузырей. Сначала одни их будут надувать, а другие ловить, а потом наоборот.
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Не за что их не поймать.
Что находится внутри мыльных пузырей, как вы думаете?
Эксперимент №5.«Зарядись»
Смешаем перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда,она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.
Эксперимент №6.«Соленая радуга»
Какая нота и продукт называются одинаково?
Правильно!
- Сегодня с вами мы будем преобразовывать самую обыкновенную соль.
- Как вы думаете можно ли окрашивать соль?
Можно, а как это можно сделать?
Хочу открыть вам маленький секрет и поделиться с вами самым, легким и самым быстрым способом окрашивания соли.
Предлагаю сделать цветные баночки.
1. Вам нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него 2-3 лож. соли.
2. А теперь возьмите мел любого цвета и раскатайте его по соли. Немного нажимайте на мелок, что бы он отдал свой цвет соли. Цвет должен получиться насыщенным.
3. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в стеклянную баночку. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте соль в емкость под углом, поворачивая банку. Только делайте это очень аккуратно, чтобы слои соли не перемешать.
4. Далее, опять насыпаем соль и повторяем эту процедуру с мелом другого цвета. Поочередность цветов выбирайте сами.
5. Получается, Заполнили полностью слоями соли разного цвета.
Немного постучите об стол. Самое главное не трясите банку во время работы.