Марина Проняева
Мастер-класс «Использование технологии 4 к как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении технологии «4К».
Задачи:
1. Объединить ресурс педагогов в овладении технологией «4К» и применение ее на практике.
2. Стимулировать творческую активность педагогов в практической деятельности.
3. Вызвать у педагогов интерес и чувство удовлетворения от выполненной творческой работы.
План:
1. Вступительная часть: приветствие коллег.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Рефлексия.
5. Итог семинара.
Оборудование:
- сенсорная панель;
Публикация «Мастер-класс „Использование технологии 4 к как средство формирования личностно-развивающей образовательной среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
- стикеры 4 цветов по количеству человек;
- фломастеры по количеству человек;
- цветные листы с названиями универсальных компетентностей;
- белые листы формата А4 по количеству человек;
- резиновый мяч;
- карточки с картинками;
- кубики по количеству человек разной формы;
- квадрат эмоций.
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Для того чтобы наше общение было более приятным и полноценным, расслабленным, предлагаю небольшое творческое задание, чтобы настроиться на позитивное взаимодействие. Пожалуйста, выберете любой цвет стикеров, оформите их в произвольной форме. Например, написать своё имя или изобразить то с чем или с кем вы себя ассоциируете. И разместите из на треугольнике.
Ведущая: Наш детский сад реализует проект «Создание личностно-развивающей образовательной среды как средства раскрытия личностного потенциала участников образовательных отношений». Цель проекта – создание личностно-развивающей образовательной среды ДОУ, обуславливающей личностный успех, позитивную социализацию, развитие личностного потенциала участников образовательных отношений в процессе совместной творческой деятельности. Что бы создать ЛРОС разработан ряд технологий, одна из которых это технология 4К
Что же такое технология 4К? Как вы думаете? (Поговорить в активной форме, выслушать предположения коллег) (2 мин)
Ведущая:
Технология 4К - система принципов и методов, направленных на формирование, развитие и оценку универсальных компетентностей – критическое мышление, креативность, коммуникация и коллаборация. Навыки XXI века.
На данный момент времени никто не может с точностью спрогнозировать, какие именно профессии будут востребованы в будущем, но то, какими качествами должен будет обладать успешный сотрудник, специалисты назвали уже сейчас. Сегодня хорошими показателями для пяти - шестилетнего ребенка являются умение играть с другими детьми, идентифицировать и описать свою проблему, понимать и называть чувства и эмоции, помогать другим и контролировать собственные импульсы. На основе этого и была создана модель «4К». В нее входят четыре базовых навыка, которые сейчас можно и нужно развивать с самого раннего возраста: коммуникация; коллаборация (или командная работа); критическое мышление; креативность.
Ведущая: что бы применять эту технологию в работе, воспитатели должны сами знать обладать этими универсальными компетентности, чтобы научить детей. Разберем каждую из них.
Выбираем себе «К», такого же цвета, что и ваш стикер. (Раздать листы)
На листах у вас у каждого написаны по одной компетентности, подумайте и попробуйте раскрыть нам ее, как вы понимаете что это, какие знания, навык и деятельностные установки в нее входят. (2 мин. Можете свои мысли накидать на листок)
Ведущая: Критическое мышление и его компоненты:
- анализ (умение находить связи между утверждениями, аргументами);
- оценка (умение оценивать надежность доводов);
- объяснение, аргументация (умение объяснить свою точку зрения);
- планирование гипотез (умение делать гипотезы и делать выводы);
- саморегуляция (рефлексия, самопроверка и коррекция).
Ведущая: Креативность и ее компоненты:
- любознательность (активный интерес к заданию);
- создание идей (воображение, продуцирование новых идей);
- развитие предложенных идей.
Ведущая: Коммуникация и ее компоненты:
- готовность к коммуникации (задать и ответить на вопрос, отсутствие страха);
- адаптация к цели, контексту и партнеру коммуникации (выбор разных средств коммуникации);
- убеждающая коммуникация (использование вербальных и невербальных средств для достижения цели коммуникации).
Ведущая: Коллаборация и ее компоненты:
- принятие общих целей (разделять общую цель);
- социальное взаимодействие (умение договариваться, брать ответственность);
- выполнение своей части работы;
- самостоятельность и инициативность (умение включаться в работу и включать других).
Ведущая: молодцы, мы с вами разобрали, что представляет собой технология 4К, какие универсальные компетентности в нее входят. А как нам сформировать их у наших дошкольников? С помощью чего? (Ответы)
Ведущая: Правильно, с помощью игры. И вам сейчас предлагаю поиграть. Я вам предлагаю 4 игры. Каждая игра направлена на развитие одной из компетентностей. А какую компетентность развивает каждая игра, вы мне ответите после того как мы в нее поиграем. Пожалуйста, выбирайте игру.
«Креативность»
«Круги»
Каждый участник выполняет индивидуально.
Раздать листы с изображением клюва и лапок птицы, фломастеры.
Ведущая: предлагаю дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились законченные изображения.
Ведущая: как вы думаете, что развивает эта игра? Почему? (Проявили любознательность, активный интерес к заданию, воображение, продуцирование новых идей, развитие предложенных идей)
Коллаборация (командная работа)
«Дракон»
Командная работа. Надо резиновый мяч.
Ведущая: выбираем одного вышибалу. Кто желает? Напротив, вышибалы строится «Дракон». Впереди стоящий игрок – это голова дракона, все остальные игроки (хвост) встают друг за другом и берется за впередистоящего за плечи или талию. Задача вышибалы попасть мячом в «хвост дракона». Задача «головы дракона» поймать мяч или спрятать хвост. Если мяч попадает в игрока из «Хвоста дракона», игрок покидает игру. Выберете себе «голову».
Ведущая: как вы думаете, что развивает эта игра? Почему? (принятие общих целей); социальное взаимодействие (умение договариваться, брать ответственность); выполнение своей части работы; самостоятельность и инициативность (умение включаться в работу и включать других).
Критическое мышление
"Данетка".
Разложить на столе карточки с картинками.
Ведущая: На столе раскладывается много картинок. Ведущий задает вопрос: "Какой предмет я загадал?" Возможные отсекающие вопросы:
- Предмет лежит в правой половине стола? "Да".
- Предмет лежит в верхней четверти стола? "Нет" и т. д.
Сократив поле поиска по "территориальному" признаку, можно использовать видовые признаки : форма, цвет, вес.
Ведущая: как вы думаете, что развивает эта игра? Почему? Цель "Данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы). (Анализ (умение находить связи между утверждениями, аргументами); оценка (умение оценивать надежность доводов); объяснение, аргументация (умение объяснить свою точку зрения); планирование гипотез (умение делать гипотезы и делать выводы); саморегуляция (рефлексия, самопроверка и коррекция)
Коммуникация
«Небоскреб»
Все садятся за один стол и каждому дают по 2 кубика.
Ведущая: садимся в круг, вам в центре круга им необходимо построить небоскреб, использовав 7 (5, все) фигур. При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала.
Ведущая: как вы думаете, что развивает эта игра? Почему? Цель игры: развитие умения договариваться, работать в команде. (Готовность к коммуникации (задать и ответить на вопрос, отсутствие страха); адаптация к цели, контексту и партнеру коммуникации (выбор разных средств коммуникации); убеждающая коммуникация (использование вербальных и невербальных средств для достижения цели коммуникации)
Ведущая: мы с вами поиграли во все предложенные игры. Какие же можно сделать выводы? (предположения педагогов) Да, следует отметить, что во всех представленных методах и приёмах присутствуют все компоненты 4К, не возможно их разделить, так как они взаимосвязаны.
Для применения модели «4К» необходимы групповые занятия и игровая деятельность, в ходе которой ребята познают мир вокруг и сами додумываются до каких-то решений. Очень важно, чтобы ребенок не просто слушал и смотрел, а все пробовал сделать самостоятельно. В игру должны быть вовлечены взрослые (педагоги, родители, потому что простого создания творческой атмосферы недостаточно: детей необходимо организовывать и направлять.
Ведущая: после каждого выполненного задания, игры, у наших воспитанников остается впечатление, оно может вызывать разные эмоции, начиная радостью и заканчивая гневом. Предлагаю вам оставить свои стикеры на шкале эмоций, кто желает может сказать почему именно эта эмоция.
Работа на квадрате эмоций.
Ведущая: Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, педагог всегда должен руководствоваться принципом: «Главное - не навредить!» Мы с вами за такой короткий срок попытались найти формы, методы и приёмы, которые помогут нам освоить стратегию компетентного развития личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста.