Светлана
Использование сказок-шумелок для развития внимания дошкольников
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Эффективным решением этой проблемы являются сказки, рассказы с шумовым оформлением. Эти веселые упражнения способствуют также развитию слухового восприятия, мелкой моторики, слуховой памяти, фантазии у детей от 2 до 5 лет, метроритмического чувства. Дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные сова сказок. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Совместное музицирование и игровая деятельность формируют навыки общения. Я предлагаю вам ознакомиться с новой технологией воспитания детей в семье и в детском саду «Музыка с мамой» разработанной Екатериной и Сергеем Железновыми. Приведенные примеры озвучивания сказок позволяют объединить работу музыкального руководителя и воспитателя и детей. И сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности как игра на детских муз. инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны потому что могут быть изготовлены своими руками из бросового материала.
Публикация «Использование сказок-шумелок для развития внимания дошкольников» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказки-шумелки. Шумовые сказки для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Так что же такое шум?
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.
В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.
Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.
Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.
Используются «инструменты», которые могут издавать какой-либо звук. Это могут быть:
Зубная щетка
Шуршащий пакет
Бутылка с водой
Камни
Плоская расческа
Трубочка, в которую можно дуть
Колокольчик
Другие предметы, которые шуршат, шумят, стучат и т. д.
Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.
Сначала по травке (шуршим пакетом).
Потом по камушкам (стучим камнем о камень).
Потом она дошла до ручейка (перелить воду из бутылки в стакан).
И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь (поблеять).
Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ (подуть в трубочку).
У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так (позвенеть в колокольчик).
Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик (опять позвенеть колокольчиком, но под столом или накрыв чем-то, чтобы приглушить звук).
Пастух отправился искать свою овечку.
Сначала по травке (шуршим пакетом).
Потом по камушкам (стучим камнем о камень).
Потом он перешел быстрый ручеек (перелить воду из бутылки в стакан).
Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла (поблеять).
Они пошли домой.
Сначала перешли быстрый ручей (перелить воду из бутылки в стакан).
Потом пошли по камушкам (стучим камнем о камень).
Потом по травке (шуршим пакетом).
Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли (все дети говорят «Бе-е-е»).
Использовала эту сказку на тематическом занятии. Еще распечатывала каждому ребенку овечку без кудряшек, ребята фломастерами рисовали кудряшки, "превращая" овечек из грустных в весёлых.
Так же проводила пальчиковую игру:
На лугу стоят овечки,
Шерсть закручена в колечки. (крутят сжатыми кулачками)
Раз колечко, два колечко, три колечко, четыре колечко. (поочередно соединяют большой палец с последующими)
А играет для овечек
На свирели человечек. (пальчиками показывают свирель)
Поиграть в игру с каждой рукой отдельно, а затем одновременно с двумя
В режимных моментах: на прогулке.
Существуют металлические ударные инструменты. Отгадайте загадки и назовите их.
Хотите, чтоб капель звучала?
Согните прутик из металла,
Его на нитке закрепите
И с удовольствием звените. (Треугольник)
Он в России знаменит
В тройке под дугой висит. (Колокольчик)
Встали клавиши в рядок.
Молоточек скок-поскок.
Раздается нежный звон.
Так поет. (металлофон)
Поиграйте на музыкальных инструментах.