Ирина Шустова
Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник рисования для эстетического развития детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нетрадиционных техник рисования для эстетического развития детей старшей группы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОКТЯБРЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК» МОШКОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Мастер-класс
«Использование нетрадиционных техник рисования для эстетического развития детей старшей группы»
Воспитатель: Шустова Ирина Григорьевна
Публикация «Мастер-класс „Использование нетрадиционных техник рисования для эстетического развития детей старшей группы“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
ПОС. ОКТЯБРЬСКИЙ МОШКОВСКОГО РАЙОНА
2017 год
План проведения мастер-класса на тему
«Зимняя сказка в технике граттаж»
Актуальность мастер-класса:
- в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию, решаются задачи всестороннего, гармоничного развития детей, необходимые в дальнейшем при подготовке к обучению в школе.
- в процессе работы, у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников; раскрываются творческие способности, индивидуальные возможности каждого ребёнка.
Цель:
- формирование у детей дошкольного возраста эстетического вкуса и художественных способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.
- ознакомление педагогов с использованием нетрадиционной техники рисования граттаж на занятиях по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- ознакомить с различными техниками рисования;
- научить способу изображения - граттаж;
- побудить передавать в рисунке картину зимнего пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании картинок и фотографий, при прослушивании музыки, создающей настроение;
- развивать интерес к разнообразным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне и др.
- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;
- развивать творческие способности и экспериментирование;
- воспитывать чувство прекрасного.
Применение: в повседневной НОД по изобразительной деятельности, в работе с родителями.
План мастер-класса
Подготовительный этап
1. Организовать просмотр детских рисунков, выполненных в различных нетрадиционных техниках рисования.
2. Выложить материалы, которые используются при работе в данной технике рисования.
3. Цитата «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Вступительное слово
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько вокруг ненужных интересных вещей: зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д. Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатите уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:
· Способствует снятию детских страхов;
· Развивает уверенность в своих силах;
· Развивает пространственное мышление;
· Учит детей свободно выражать свой замысел;
· Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
· Учит детей работать с разнообразным материалом;
. Способствует формированию интереса к окружающему миру, его гармоничному восприятию;
· Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
· Развивает мелкую моторику рук;
· Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
· Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Теоретический этап
Детям нравится все таинственное и необычное, именно такие получаются картины выполненные способом граттаж.
Слово граттаж произошло от французского слова gratter — скрести, царапать. Действительно рисунок не пишется, а создается путем процарапывания фона. У этого способа рисования есть русский аналог названия – воскография.
Такой способ рисования отличный инструмент для развития воображения и навыков штрихования.
Материалы и оборудование:
плотная бумага
восковые мелки
гуашь черного цвета
кисть
зубочистка
стаканчик с водой
Ход работы
Сегодня мы будем рисовать Зимнюю сказку в технике граттаж. А для этого представим себя в гостях у Зимушки-Зимы. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Откуда-то доносится перезвон… А вот лёгкий, хрустальный, звонкий голосок, который вначале еле слышен, где-то высоко в небе, а потом звучит всё яснее и как будто опускается на землю. Это же Снежинки - слуги Зимушки-Зимы. Снежинки тихо переговариваются, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Именно снежинки помогают своей королеве укрывать землю снежным покрывалом. Послушайте, как это происходит.
Под музыку П. И. Чайковского (Танец феи Драже из балета «Щелкунчик») читается отрывок из рассказа «Четыре художника» писателя Г. Скребицкого о волшебстве зимы:
«…Растянула Зима по небу тучи и стала покрывать землю свежим, пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит…
Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!»
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела…
А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются…
Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше не нарисуешь!».
Вот какую чудесную картину нарисовала Зимушка-Зима. А теперь давайте и мы попробуем нарисовать зимнюю сказку.
Шаг 1
Заштрихуйте всю поверхность листа бумаги восковыми мелками.
Шаг 2
Закрасьте рисунок гуашью и оставьте высыхать. Если на поверхности листа гуашь скатывается в капли, значит краска слишком жидкая. Добавьте в нее каплю жидкости для мытья посуды и покройте лист таким составом в 2-3 слоя.
Пока высыхает краска, проводится физкультминутка «Зимний лес»:
«Мы пришли в зимний лес. (Ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руки в стороны)
Справа березка в шапке стоит, (Руку отводят в указанную сторону)
Слева, елка на нас глядит! (Отводят руку влево)
Снежинки в небе кружатся, (Движение «фонарики» и смотрят вверх)
На землю красиво ложатся. (Кружась, приседают)
Вот и зайка проскакал! (Прыжки)
От лисы он убежал.
Лишь медведь в берлоге спит, (Имитируют сон)
Так всю зиму он проспит…
В лесу красота и покой… (Разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой!» (Садятся на места)
Шаг 3
Подготовительный этап завершен. Теперь можно приступить к самому важному моменту - рисованию. Черную поверхность процарапайте зубочисткой, через царапину проступит яркий фон. Царапая поверхность, можно создать рисунок.
Рисунок готов. Для мастер-класса мы нарисовали зимний пейзаж, но это могли бы быть рисунки подводного мира и ночного города, животных. Всего, на что способно детское воображение, не перечислишь. Ведь в этой технике рисования все получается красиво - от абстрактных линий до профессиональных графических работ.
Рисовать на фоне можно по-разному: нарисовать только очертания фигур и поиграть со светом и тенью в рисунке; высветлить всю фигуру и оставить ее на темном фоне, или, наоборот, фигуру оставить темной, а фон сделать светлым.
Разрисовать поверхность белого листа можно карандашами, акварельными красками, фломастерами, затем покрыть лист воском или парафином, а если вы используете цветные восковые мелки, то парафиновая свеча не понадобится.
Гуашь можно заменить тушью или акриловой краской.
Заключительный этап
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
Библиографический список
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. /Дошкольное воспитание, 1991, №2.
2. Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. /Дошкольное воспитание, 1991, №9.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования/ под ред. Казаковой Р. Г. /-М., 2005.
5. Давыдова Г. Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. /Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003».М. 2014.