василихина татьяна
Мастер-класс «Использование методов ТРИЗ технологии в формировании финансовой грамотности дошкольников»
▼ Скачать
Содержание мастер класса.
1. Проблема.
Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас. Не для кого не секрет, что в настоящее время современное общество ориентировано на социально адаптированных, активных, сильных и креативных людях. А истоки этих человеческих качеств уходят глубоко в детство. Именно в этом возрасте необходимо начинать формировать экономические представления детей, адаптировать их к социальной действительности.
Главными задачами этой практики являются:
Дать простые экономические знания.
Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
Публикация «Мастер-класс „Использование методов ТРИЗ технологии в формировании финансовой грамотности дошкольников“» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д.
Развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
Обучать дошкольников правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов :
- развивать экономическое сознание и экономическую грамотность у детей старшего дошкольного возраста;
- развивать экономическое мышление у детей 5-7 лет;
- формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, а также рациональном использовании доступных материальных ценностей;
- формировать умение управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств;
- способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности – с материальными возможностями;
- воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам трудовой деятельности.
В теории, все кажется не так сложно, как оказалось на практике.
А на практике мне пришлось задуматься, каким образом донести детям все эти сложные экономические понятия? И одним из таких решений стал метод морфологического анализа.
2. Метод морфологического анализа
Слайд 2
Метод морфологического ящика (морфологический анализ) основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующих устройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Определение не очень понятное, но дальше на примерах мы его проясним.
Эту технику придумал Фриц Цвикки, американский астрофизик швейцарского происхождения. Метод применяется в изобретательстве, известен в ТРИЗ, пригодится каждому для генерации идей.
Самые первые элементарные представления о морфологическом анализе доступны уже детям третьего года жизни. Знакомство с морфологической таблицей следует начинать с простой одномерной таблицы – «Волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет, форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке путешествует Герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.
Например:
Слайд 3
В гости к детям приходит, например, Колобок. Он какой? Круглый, румяный, мягкий, веселый…. Решил Колобок погулять по разноцветной дорожке.
Колобок отправился в путешествие и покатился по красной дорожке. Каким он стал? (Красным) На что похож? (на помидор, красное солнышко, цветок, красное колечко от пирамидки, шарик у погремушки и т. п.) Как думаете – понравилось ему? Чем, почему? А потом он посмотрел вокруг – весь мир тоже стал красным… (Можно предложить детям посмотреть через красное стеклышко или красную прозрачную пластмассу) Все вокруг красное - и небо, и столы-стульчики, и вода… Как думаете – это Колобку понравилось? Не очень, наверное, хорошо, когда все красное…
Взял Колобок немного красной краски (или красный фломастер, карандаш) и покатился дальше. Закатился на синюю дорожку. Каким Колобок теперь стал? На что похож? И все вокруг тоже стало синее (посмотреть через синее стеклышко или пластмассу). Взял Колобок немного синей краски (фломастер, карандаш) и покатился дальше.
Слайд 4
Точно также на дорожку можно ставить и другие морфологические признаки, например, формы предметов, материал и т. д.
Постепенно работа с морфологическими таблицами усложняется: вводятся новые показатели, увеличивается их количество. Так как малыши еще не умеют читать, очень хорошо использовать моделирование для обозначения необходимых элементов или использовать предметные картинки.
Слайд 6
Для работы на своих занятиях я использую авторские морфологические таблицы. Они имеют немного другую структуру. Так, например, подготавливая товары для аукциона, нам необходимо было на каждом лоте обозначить цену, для этого я смоделировала эту таблицу. В которой по горизонтали расположены цифры, а по вертикале буквы. Таблица наполнена необходимыми признаками. Такими как цифры и знаки для составления примеров, решив которые дети узнавали цену лота и картинки, изображающие лот. Нужно соотнести цену с лотом и написать ценник.
Слайд 7.
Чтобы проделать эти манипуляции создаются ключи. С их помощью ребята комбинируют цифру с буквой и находят необходимые объекты.
Давайте попробуем. (Выбираем ключ и комбинируем варианты, получаем название и цену лота.
Слайд 8
В таблицу такого рода можно загрузить информацию на практически любую изучаемую тему. Так, например, когда мы подходим к изучению рекламы, то использовали вот такую таблицу. Принцип работы тот же, только наполняемость таблицы изменилась. Здесь уже необходимо комбинировать с помощью ключа буквы.
Слайд 9
Как вы уже наверное заметили обучение морфологическому анализу происходит от простого к сложному. Именно этот принцип натолкнул меня на создание и применение в своей практике разноуровневых карт, ориентированных на разный уровень подготовки дошкольников.
Например:
Выглядят эти карты в форме таблиц, не совсем привычных в нашем понимании. Сначала эта таблица учит соотносить множество и число, т. е. ребенок учится понимать, что у каждого товара есть своя цена. На этом этапе просто необходимо соотнести звездочки с цифрой и записать ее.
Далее появляется второй такой же товар. Эта таблица подводит детей к пониманию того, что одинаковые товары стоят одинаково. Значит, чтобы найти сколько стоит товар достаточно вспомнить состав числа, стоимость двух одинаковых товаров разделить поровну и записать это число в нужную клетку.
Слайд 10
Следующий этап – это уже четырехэкранная таблица, в которой мы учим комбинировать одинаковые товары не только по строчкам, но и по столбикам. Обговариваем, что цена будет у товара одинаковой, что по строчке, что по столбцу. Только после того, как освоена таблица такого рода, можно переходить к таблице с тремя разными товарами. Здесь уже учим находить одинаковые товары, определять их цену, а затем уже определяем цены других товаров. Обязательно проговариваем как можно проверить правильность определения цены. Для этого ответ проверяем и по столбику и по строчке.
Слайд 11
И самый сложный уровень – это девятиэкранная таблица, с использованием 4 товаров. Принцип работы такой же как и в предыдущей четырехэкранной таблице, только необходимо подвести понимание детей к тому, что одинаковые товары стоят одинаково, т. е. если конфеты стоят 1 рубль, то и в других ячейках, в которых стоят конфеты, они тоже будут стоить 1 рубль.
Усвоив принцип использования морфологического анализа, овладев приемами игры с Волшебными дорожками и Морфологическими таблицами, ребенок может переходить к более сложной работе с Морфологическим ящиком.
Слайд 13-14
Морфологический ящик состоит из трех или более осей координат, на которых отложены различные показатели. На этом этапе начинается уже самое настоящее изобретательство, сочинительство, творчество. Поэтому и задания уже выходят за рамки знакомого ребенку опыта, стимулируют фантазию, воображение, мышление.
Например, можно предложить изобрести новый необычный стул. По одной оси (1, 2, 3) отложить форму (округлая, прямоугольная, треугольная и т. д., по второй (а, б, в,) – материал (дерево, глина, стекло и т. д., а по третьей (I, II, III,) – стиль (русский терем, подводное царство, космос и т. д.).
Чтобы заработал морфоанализ, произвольно выбираем по одному показателю с каждой оси. Например, соединяем 1-г-II : округлая форма, стекло, подводный мир. Как может выглядеть такой стул? Можно сделать его из голубого стекла и украсить ракушками, рыбками, водорослями. А можно… сделать его прозрачным и устроить внутри настоящий аквариум!
Обязательно воплотите изобретение в рисунке или, по возможности, в поделке. Обговорите с ребенком: где может находиться такой стул? Кто на нем может сидеть? Может, капитан дальнего плавания между рейсами, когда он находится дома и скучает по морю? А, может, министр морского хозяйства? Или, может быть, сам Нептун? Придумайте рассказ-историю об этом стуле – как и почему появился, возможно, с ним произошло что-то интересное, в какой сказке он мог бы появиться и т. п.
Слайд 14
Также при изучении видов и форм рекламы мы использовали морфологический ящик, для моделирования необычного, нового виды рекламы. Для этого на одной оси мы расположили виды рекламы, на другой оси ее формы, на третьей материалы. Таким образом комбинировали признаки, взяв по одному с каждой оси и получились самые необыкновенные новые виды рекламы.
Например: (давайте с вами попробуем)
Получившийся вид рекламы, можно смоделировать, спеть, снять ролик или сыграть.
Оказалось, что морфологическая таблица стала незаменимой на занятиях финансовой грамотности.
Рефлексия.
Коллеги, в завершении своего мастер-класса, мне хотелось бы узнать, полезна ли для Вас была эта информация, смогли ли вы что - либо взять для себя на вооружение.
Спасибо за внимание.