Ольга Толстопятова
Психологический тренинг-практикум для родителей детей старших групп «Начните с себя, родители!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Ни один родитель не стремится воспитать своего ребенка «забитым», агрессивным, безответственным, агрессивным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают те или иные отрицательные качества. На разных этапах у родителей возникают трудности во взаимоотношениях с детьми, отсутствие взаимопонимания.
Давно уже не является секретом тот факт, что полноценное общение с родителями имеет наиважнейшее значение для развития детей. Многие современные родители лишь в теории знают, в чем заключается правильное воспитание детей. Практика же часто показывает совершенно иные результаты, нередко отрицательные, нежели положительные.
В детско-родительских отношениях родители являются ведущим звеном, от них во многом зависит характер взаимоотношений с детьми. Атмосфера тренинга создает условия для безопасного взаимодействия. Задания и упражнения предлагаются в игровой форме, что делает тренинг интересным и увлекательным для взрослых и детей. Все это способствует созданию в семье атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.
Цель тренинга:
- способствовать эффективному взаимодействию родителей с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания;
- способствовать расширению понимания психологических особенностей ребенка;
- улучшить эмоциональный контакт и взаимодействие родителя и ребенка;
Материалы и оборудование: чат-кубик, бумага, фломастеры, ёмкости с чистой водой, губки, краски, два плаката «Девочка Маша», шаблон «Цветок» - для всех участников, ноутбук, мультимедийный экран.
Ход мастер – класса:
Психологический настрой.
- Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей.
Выбор правил работы в группе.
- Прежде чем начать наш тренинг, мне бы хотелось обсудить правила.
Правила принимаются всей группой вместе с психологом. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
• мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
• не боялся стать объектом насмешки и критики;
• был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
• получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
Правила определяются исходя из предложенных вариантов:
Примеры правил:
1. Правило хорошего настроения.
2. Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
3. Общение по имени, и на «ты».
4. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.
5. По возможности быть искренним, сообщать достоверные сведения.
6. Иметь право получить поддержку, помощь со стороны группы.
7. Слушать говорящего, стараться не перебивать.
8. Правило мобильного телефона – их необходимо выключить или поставить на беззвучный режим.
(Правила дублируются на проекционном экране в виде цветка).
- Правила вы видите на лепестках цветка на экране, давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия.
Упражнение “Чат - кубик”.
Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге, повышение позитивного настроя, формирование коммуникативного навыка.
- Сейчас я вам предлагаю познакомиться.
Участники стоя в кругу бросают друг другу кубик. Тот, у кого кубик оказывается в руках, должен назвать своё имя и ответить на вопрос который выпал лицевой стороной к участнику (вопросы напечатаны на каждой стороне кубика).
Вопросы на кубике:
- Что заставляет тебя чувствовать себя счастливой (ым?
- Какой хороший поступок ты сделал (а) сегодня?
- Если бы у вас был робот, что бы ты заставил (а) его сделать?
- Что максимально может тебе поднять тебе настроение?
- Какими своими положительными чертами ты можешь гордиться?
- С кем или с чем ты себя ассоциируешь?
Упражнение «Губка».
- Сейчас я хотела бы вместе с вами провести небольшой эксперимент.
(каждому родителю предлагается ёмкость с чистой водой, краски, губка)
- Прозрачная ёмкость с водой. Это – мы родители. В каждом из нас есть что -то хорошее, чем мы можем гордиться (добавляем в воду яркую краску) и что-то плохое, о чём нам не очень хочется говорить (добавляем тёмную краску). Это смесь наших качеств. Губка – это ребёнок.
Опускаем, и он впитывает всё подряд хорошее и плохое.
Информационное сообщение «Стили воспитания».
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.
В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний.
Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная.
Родители, склонные к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплине; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от него покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Вследствие этого у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.
Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребенка, неоправданная идеализация его родителям. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие ко взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.
Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а его поступок, прислушиваются к мнениям ребенка, проводят вместе с ним свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо социально адаптированными.
Упражнение «Стили родительского воспитания».
Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить с помощью пантомимики и жестов один из стилей родительского воспитания.
I группа – авторитарный;
II – либеральный;
III – демократический.
Участники объединяются в три группы. Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения («Колобок», «Дедова дочь и Бабина дочка», «Ивасик -Телесик»). Задача каждой группы драматизировать фрагмент сказки, другие команды должны догадаться, о каком стиле семейного воспитания идет речь.
Обсуждение:
– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?
– Какой из стилей наиболее близок лично вам?
Как было сказано ранее, детям важно само ощущение, что его любят, то как мы – взрослые проявляем это чувство. Ведь малыш счастлив, когда мы проявляем внимание, понимание и принимаем его таким, какой он есть.
Но часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами.
Упражнение «Когда границы нарушаются»
Цель: исследование границ во взаимоотношениях с ребенком, рефлексия собственных способов нарушения границ своих детей.
Материалы: веревки (длиной 4 метра) по количеству участников.
Каждому участнику предлагается на полу отметить с помощью веревки свои границы. Участники сами выбирают, какого размера и формы они будут. Затем психолог как бы не нарочно начинает нарушать границы участников разными способами:
1. «Мне кажется, у окна вам будет комфортнее, перейдите к нему ближе».
Психолог молча переходит границы участника, поправляет веревку, выравнивает ее, кладет так, как кажется лучше ему.
2. «Посмотрите, как неровно у вас лежит веревка, какой вы невнимательный, могли бы постараться сделать аккуратнее».
3. «Ничего себе, как много пространства занимает ваша граница. Хороший человек должен быть скромным».
4. «Давайте будем с вами вдвоем на этой территории. Нам так будет лучше. Я вижу, что без меня вам трудно».
После этого идет обсуждение чувств участников.
- Давайте подумаем вместе, какими действиями мы нарушаем личные границы детей:
- когда распоряжаются игрушками ребенка;
- когда ребенку не нравится, что его целует колючий дедушка или бабушка, которую он не видел месяц, то же самое касается объятий;
- когда ребенка насильно водят в кружки;
- когда родители прилюдно воспитывают своих детей;
-когда родители не воспринимают слова и мнения детей;
-когда запрещают или отрицают эмоции ребенка и т. д.
Упражнение «Один день из жизни Маши».
- Сейчас я хотела бы вас познакомить с девочкой Машей, и рассказать как прошёл один из её дней.
(Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде – первый плакат с изображением девочки) психолог отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги. Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения).
«Один день из жизни Маши»
Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось ещё немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник… И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает… К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.
Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.
Ляп, ляп, ляп – раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я всё-всё маме расскажу! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник… Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.
- Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки! – строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката)
Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас всё расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.
- Мама, мама, ты знаешь вчера… - начала Маша.
- Маша, ты уже умылась? – снова строго спросила мама. (Оторвать ещё полоску плаката.)
Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.
- Мама, вчера на занятии в детском саду., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок…
- Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать ещё полоску плаката.)
- Я… Я… нарисовала, - почему-то ещё грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница…
- Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)
- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.
Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка. «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)
У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.
Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок.
«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:
- Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.
- Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка. До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)
После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой. (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне. (Оторвать следующую полоску плаката.)
Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью.
(Оторвать следующую полоску плаката.)
Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.
Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда. Мама сама зашла к Маше в комнату:
— Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?
Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала. Почему? Она сама этого не понимала.
Обсуждение:
- Как вы думаете, почему Маша плакала?
- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?
Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?
- Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)
- Какой вы вынесли для себя урок, услышав рассказ о Маше.
Упражнение «Цветок»
Цель: выделить положительные стороны ребенка, побуждать родителей чаще говорить ласковые слова ребенку.
- Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание ребенка к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к нему по имени. А как вы называете своего ребенка?
- Предлагаю заполнить лепестки. В сердцевине предложенного вам, цветка запишите имя своего ребенка. На листочках положительные качества ребенка, а на лепестках ласковые слова.
Обсуждение: лепестков много и видимо Вам очень трудно подобрать ласковые слова. Охарактеризовать качества ребенка с положительной стороны.
Насколько трудно было выполнять задание? Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? А может было легко с этим справиться?
Таким образом, ласковые слова или «Я люблю тебя», ребенок хочет слышать всегда от своих самых близких людей. Именно эти слова питают все существование и развитие личности малыша – это:
Первый секрет - воспитания.
Второй секрет - предлагает известный семейный терапевт Вирджиния Сатир. Она рекомендует обнимать реб нка несколько раз в день. И считает, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день!
Для того, чтобы реб нок развивался интеллектуально - 12 раз в день!
Реб нок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним не случилось, и каким бы он не был. Это питает его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает должных знаков, то появляются отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Каждому ребенку, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нежность.
Предлагаю вам взять этот «Цветок» домой. Пусть яркие лепестки его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Наша встреча завершается. Но путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!