Елена Борисочкина
Мастер-класс «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности»
▼ Скачать
Мастер-класс «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности» (1-й слайд)
Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. познакомить участников мастер-класса с кейс-технологией;
Публикация «Мастер-класс „Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. вызвать интерес к использованию кейс-технологи в работе с детьми дошкольного возраста для развития восприятия, мышления и речи 3. способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной
компетентности педагогов в области применения интерактивной кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности.
(2-й слайд)
Возрастная адресность: дети старшего дошкольного возраста.
Форма проведения: мастер-класс
Участники: педагоги, 2 подгруппы.
Дидактический материал: кейс пакеты, презентация по теме, фломастеры, папирус, метки красный, синий, зеленый – этапы деятельности. На каждого педагога бумажный градусник (для проведения обратной связи)
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, столы и стулья для педагогов.
Предварительная работа : изучение и обработка специальной литературы по данной теме; подготовка компьютерной презентации; подготовка оборудования, создание кейс папок.
Докладчик: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я предлагаю вам актуальную, на мой взгляд, тему мастер-класса под названием: «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности», цель и задачи которого вы видите на экране.
Для успешного проведения мероприятия, хочу предложить вам небольшой «Квик – настрой»: «Все в твоих руках» (это один из интерактивных методов) : «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Так и в наших руках живет возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива, через новые методы работы с детьми. Одним из таких методов и является кейс-технология, которая позволяет применяя свои умения и знания, учить детей неординарно мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно применять полученные знания в реальной жизни, без помощи взрослых, что и является основным требованием ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы.
Немного из истории: Кейс- технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. и в России. Этот метод используется в работе со студентами и школьниками. Однако, если разумно подойти к выбору и разработке кейсов, то он находит успешное применение и в работе с дошкольниками.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. (3-й слайд) В таком случае, что же такое кейс применительно в работе с дошкольниками? Кейс- это описание реальной ситуации. Кейс – это «кусочек» реальной жизни. Кейс – это «моментальный снимок реальности». Кейс- это единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Кейс-технология в обучении дошкольников - Это интерактивная технология краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных событий, направленная на освоение знаний, новых качеств и умений. (4-й слайд)
Требования к созданию кейса:
- соответствие поставленной цели
- иметь соответствующий уровень трудности
- иллюстрировать типичные ситуации
-провоцировать дискуссию (5-й слайд)
этапы создания кейса: 1) Поиск источника кейса 2) сбор данных для кейса 3) Макетирование содержания кейса 4) применение кейса в работе с детьми 5) жизненный цикл кейса (6-й слайд)
Уникальность данной технологии состоит в том, что вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, обсуждают различные способы как ее решить и выбирают лучший вариант. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственность, инициативность, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается навык простейшего обобщения.
В дошкольном детстве при формировании экологических знаний можно рекомендовать использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы это не все, но на мой взгляд самые основные и приемлемые в нашей работе:
I. Кейсы-инциденты – это целая группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в рамках нашей темы- формирования экологической грамотности, ситуации в которых существует опасность для жизни и здоровья людей, животных, растений и др. живых организмов).
-фото-кейсы и
-кейсы-иллюстрации наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения. Примеры картинок вы видите на экране.
-кейсы на основе сюжета из мультфильма
-кейсы на основе литературных произведений или статей в научно публицистических изданиях – когда детям предъявляется начало текста, содержащего все предпосылки для последующих событий (например, для опасности здоровью).
II. Кейсы-варианты развития событий
-кейс «ситуация и догадки» – этот тип кейса применяется для того, чтобы ребенок научился видеть начало возникающей проблемы и продумать возможные варианты её решения (например: сачок, шмель, плачущий малыш);
-кейс «предметная картинка» демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться, не потушенный костер.
III. Кейс- диспут «Хорошо-плохо».
Направлен на формирование у воспитанников умения аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог;
умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
По каждому кейсу работа организовывается в 4 этапа. Каждый из них мы отмечаем специальной меткой.
Это позволяет детям видеть ритм кейса, предвидеть последующие этапы. (по ходу озвучивания этапов на мольберте креплю метки)
1 этап – метка красный вопросительный знак – это этап предъявления материала кейса. Постановка проблемы. Фиксация внимания детей на проблемной ситуации. Мотивирует к поиску решения Осознают проблему Концентрируются на поиске решений в данной ситуации.
2 этап – метка синий вопросительный знак – Деятельность взрослого- деятельность детей. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных решений. Помогает проанализировать принятое решение, объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы
3 этап – метка зелёный вопросительный знак – Организует презентацию решения кейса
-Представляют свой вариант решения проблемной ситуации
-Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с предложенными другими группами
4 этап – метка лист папируса, он же оценочно-рефлексивный этап, который – Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные навыки. Применяют знания в различных ситуациях.
Уважаемые коллеги, вам сейчас был представлен теоретический материал нашей встречи. Чтобы понять как работает метод кейсов, предлагаю его апробировать всем вместе здесь и сейчас на примерах.
1) Ситуация: педагоги слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманова). После это предлагаю подумать, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А, может быть, кто-то встанет на ее защиту?
Момент включения предлагаю игру «Прокурор и адвокат». Задача педагогов 1 подгруппы взять на себя роль прокурора, 2 подгруппы роль адвоката. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту или в обвинение тучки (дождя)
Комментарии Основная задача воспитателя сформировать у детей опыт живого аргументированного спора.
-Коллеги, к какой форме кейсов можно отнести эту экологическую ситуацию? (Кейс- диспут «Хорошо-плохо»)
2) Проблемная ситуация «Букетик для мамы» Весной дети гуляли на участке. Там выросло много одуванчиков. Было очень красиво. Все любовались цветами. Саша сказал: «Я соберу цветы и подарю их маме». Девочки обрадовались и тоже стали собирать. Потом дети вернулись в группу. Дети положили букетики в шкаф. Вечером, когда пришла мама, Саша достал цветы из шкафа, а они завяли. Вопрос: Правильно ли поступили дети?
Коллеги, к какой форме кейсов можно отнести эту экологическую ситуацию? Кейс-инцидент
3) Проблемная ситуация «божья коровка». Однажды летом дети играли на участке. Катя и Даша увидели божью коровку. Они взяли ее в руки, стали рассматривать ее, гладить, потом Даша сказала: «Я возьму ее домой, она такая красивая…». Коллеги, к какой форме кейсов можно отнести эту экологическую ситуацию? Кейс-варианты развития событий
Кейс «Предметная картинка»
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Уважаемые коллеги, спасибо за участие в практической части нашего семинара!
Итак, кейс-технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Сейчас я предлагаю вам оценить сегодняшнюю работу семинара. Перед вами «градусник». Отметьте на шкале ту температуру, по которой определяется значение семинара конкретно для каждого из Вас:
34-бесполезно,, безразлично.
36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо
38- страшно, сложно, обременительно.
Всем спасибо за внимание и участие
Используемая литература
1. 1. Алексеева, М. М. Методика развития и обучение родному языку дошкольников /
2. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. – 400 с.
3. 2. Богуш, А. М. Речевая подготовка детей к школе / А. М. Богуш. – К. : Рад. школа,
4. 1984. – 175 с.
5. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
6. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
7. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
8. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
9. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации