Анна Плясунова
Использование в работе с детьми в ЛОП объекта экологической тропы «Полянка эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции являются показателем состояния ребенка, они играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Зачастую дети находятся в плену эмоций, поскольку не могут распознавать их и управлять ими. Это приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Использование в работе с детьми в ЛОП объекта экологической тропы „Полянка эмоций“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Основная задача взрослого познакомить ребенка с миром эмоций. Именно поэтому в летний оздоровительный период нами был создан объект экологической тропы «Полянка эмоций», где в естественных условиях педагоги ДОУ продолжали формировать эмоциональный мир дошкольника.
С помощью данного проекта мы запланировали решить следующие цели и задачи.
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
- повышение коммуникативной компетенции воспитателя;
- помочь детям понимать эмоциональное состояние свое и окружающих;
- дать детям представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, поза, жесты, слово);
- формировать у детей эмоциональную стабильность, эмоциональное взаимодействие с окружающим миром;
- совершенствовать способность детей управлять своими чувствами и эмоциями;
- упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Для более удобного применения педагогами всех наглядных и игровых пособий на объекте, нами был разработан «Паспорт экологического объекта».
Предлагаем познакомиться с описанием оснащения на объекте и рекомендациями по их использованию.
1. Фигурки гномов с разными эмоциями. Педагог обращает внимание детей на фигурки гномов, знакомит детей с историей их появления на территории детского сада - зачитывает авторскую сказку. Вместе с педагогом дети отгадывают, какая эмоция у каждого гнома и как зовут главных персонажей:
- радостного – Весельчак,
- грустного – Плакунчик,
- сердитого – Ворчун,
- удивленного – Любознайка,
- испуганного – Трусишка,
- спокойного – Тихоня.
2. Корзинка с грибами на пеньке (эмоции на грибочках соответствуют эмоциям у гномов). Педагог рассказывает детям о том, что гномы ходили в лес и набрали полную корзинку грибов (педагог берет из корзинки грибы). Предлагает угадать, какой гриб сорвал каждый гном и поиграть в игру «Найди пару».
3. Дуга с лентами в цвет радуги. Педагог обращает внимание детей на радугу и зачитывает стихотворение:
Над рекой, над городом вырос мост.
Это встала радуга выше звезд!
Семь цветов у радуги
Радуги-дуги.
А сейчас ты, Радуга,
Детям помоги!
Семь цветов мы назовем,
И сквозь радугу пройдем.
Ребята, помогите, цвет радуги назовите. (Стихотворение-подсказка есть на самой радуге). Ребенок называет один цвет, педагог предлагает пройти сквозь радугу и зарядится позитивными эмоциями. (Данная конструкция является переносной, ее можно вынести на асфальт).
4. Игровое пособие «Кубик эмоций». Предназначен для отработки мимических реакций. Варианты игр.
4.1. «Угадай эмоцию» (для детей 4-7 лет).
Дети по очереди держат в руках кубик, педагог зачитывает стихотворение из «Копилки стихов про эмоции». Ребенок, у которого кубик, угадывает эмоцию и показывает ее, смотря в зеркальце. Остальные повторяют за ним и т. д.
4.2. «Повтори эмоцию» (для детей 3-7 лет). Педагог вставляет в кармашки, расположенные на кубике, картинки – смайлики с эмоциями. Дети по очереди передают кубик, и находят ту эмоцию, которую называет педагог. Ребенок смотрит в зеркальце и показывает ее с помощью мимики.
Так же ребенок может выбрать на кубике эмоцию, которая присутствует у него в данный момент, и повторить ее.
5. Тренажер для развития мелкой моторики «Солнышко».
Воспитатель собирает детей закличкой, слова которой закреплены на самом «Солнышке»:
«Солнышко дарит нам свет и тепло,
Лучики солнца найти так легко,
Будем мы к солнышку ближе вставать,
Будет оно нас теплом согревать.
Каждый солнца луч ищи,
И согреться поспеши».
Приглашает поиграть, предложив детям замотать ленточку на скорость или, кто аккуратнее. (Данная конструкция является переносной, ее можно вынести на асфальт).
6. Контейнер с методическими материалами.
6.1 Паспорт экологического объекта.
6.2. Папка с рекомендациями для воспитателей и родителей:
- Консультации для воспитателей:
- «Возрастные нормативы развития эмоциональной сферы дошкольника»;
- «Читаем сказки и формируем эмоциональный словарь ребенка»;
- «Карусель эмоций: «Толковый словарик для детей»;
- «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?»
- Буклеты для родителей: «Тип темперамента ребенка и его влияние на эмоциональное поведение»; «Тип темперамента ребенка. Как вести себя родителям?»; «Как научить ребенка выражать свои эмоции?»; «Семь причин детской агрессии», «Ребенок дерется. Что делать родителям?»
6.3. Дидактические игры:
- «Рассели в домики» (для детей 3-7 лет);
- «Что за чувство спряталось?» (для детей 5-7 лет);
- «Калейдоскоп настроений» (для детей 5-7 лет);
- «Одинаковые чувства» (для детей 4-7 лет);
- «Найди девочку (мальчика)» (для детей 3-5 лет);
- «Лото - эмоции» (для детей 3-6 лет);
- «Собери настроение» (для детей 3-6 лет);
- «Картотека игр на развитие эмоциональной сферы» (для детей 3-7 лет).
Литература:
1. Ермолаева, М. В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М. В. Ермолаева. - М. : Московский психолого-социальный университет (МПСУ, 2016.
2. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / З. А. Михайлова. - М. : Просвещение, 2015.
3. Полянская, Т. Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т. Б. Полянская. - М. : Детство-Пресс, 2011.
4. Шапиро, Е. И. Особенности эмоционального развития дошкольника 3-7 лет / Е. И. Шапиро. - Москва: Высшая школа, 2011.