ольга софронова
Мастер-класс «Оригами как форма организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер -класс
Тема: «Оригами как форма организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми»
Цель: Представить педагогам материалы организации работы по использованию оригами в совместной продуктивной деятельности
Задачи:
- раскрыть перед педагогами специфику технологии оригами.
Публикация «Мастер-класс „Оригами как форма организации совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми“» размещена в разделах
-показать ее роль в формировании у дошкольников интегративных качеств : инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности; уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства и активно взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- совершенствовать знания педагогов в системе работы с детьми по усвоению основных правил при обучении технике оригами.
Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.
Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга.
У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными, вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность.
Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение,сообразительность.
В нашем дошкольном учреждении применение технологии оригами - это одна из вариативных частей нашей образовательной программы, которая помогает реализации содержания пяти образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно - эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
В данной презентации представлены работы наших воспитанников, выполненные в технике оригами, а также фотографии наших воспитанников, где отражены моменты использования готовых работ оригами в интерьерах дошкольного учреждения, во время проведения праздников и соревнований, в театрализованной деятельности и на прогулке, а так же на занятиях по физическому развитию.
В соответствии с требованием закона разработан проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 01.01.2014г и определяет целевые ориентиры развития интегративных качеств дошкольника, а именно:
1. ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
2. ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства и активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
3. ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством, которое реализуется в разных видах деятельности;
4. ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений.
Использование технологии оригами в работе с дошкольниками способствуют развитию данных интегративных качеств дошкольника. Помогают воспитать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, что соответствует новому социальному заказу государства.
Этапы мастер-класса
Введение в проблему
Вспомните, кто из вас на переменках (а если честно, то и иногда и на уроках) не складывал прыгающую лягушку? Кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полураскрывшийся бутон? И, наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный бумажный самолетик?
Наверное, почти все! Однако мало кто из нас знал тогда, что эти фигурки называются ОРИГАМИ.
Слово это пришло к нам из Японии и обозначает древнее японское декоративное искусство бумажной пластики, состоящее в складывании из нее объемных фигурок (животных, корабликов, шапок, домиков, цветов).
С японского «оригами» значит сложенная бумага, в стране восходящего солнца оригами означает искусство целого листа. Это главное правило оригами — не прибавлять и не убирать ничего лишнего. Этому закону, уже многие века следуют все мастера оригами. Благодаря чему данный вид искусства уже тысячелетия считается самым оригинальным и необычным.
Оригами появилось сразу после появления бумаги. Именно японцы, а не китайцы первооткрыватели нового писчего материала, научились использовать бумагу в качестве сырья для красивых украшений и изделий. В начале новый изысканный и ценный материал использовался в проведении всяких религиозных церемоний.
Мы связаны с бумагой от рождения и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться читать и писать. Дети рвут, мнут ее, пытаясь придать листу определенную нужную форму. Этот материал доступен и дешев, а значит его можно без страха доверять детям.
Другое удобство таких занятий для детей это то, что бумага с лёгкостью поддается любым деформациям. А после занятий еще долгое время держит нужную форму. Это используется сегодня во многих развивающих методиках.
С помощью разных оригами техник легко можно развить у детей образное и логическое мышление, интеллект и воображение, фантазию и изобретательность. При этом делается это совершенно незаметно для ребёнка в форме игры и интересного время провождения.
Общие правила при обучении технике оригами
1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Авторский подход к разрешению проблемы
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению "Колоска" (оригами).
Цель: Изготовление композиции в технике оригами.
Задачи:
Учить детей различным приемам работы с бумагой, таким, как многократное складывание, склеивание.
Концентрировать внимание, следовать устным инструкциям.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию.
Развивать композиционные навыки и эстетические чувства.
Необходимый материал:
-квадраты из цветной бумаги со стороной 6см;
-квадраты из зеленой бумаги со стороной 3-4см;
-зеленая бумага для листьев;
-цветная бумага для изготовления вазы;
Пошаговый процесс изготовления:
Размечаем лист жёлтой бумаги на квадратики, я брала квадратики размером 6х6 см. Размеры выбираете в зависимости от размера готового изделия (чем больше квадратик, тем больше размер готового колоска). Приступаем к складыванию колоска:
1. Из квадрата сложите базовую форму «треугольник».
2. Перегните пополам.
3. Разверните.
4. К полученной средней линии согните боковые стороны.
5. Переверните заготовку.
Согните на себя верхние острые углы, образуя вверху два прямых угла.
7. Сложите 5-6 таких деталей.
8. У одного модуля загните нижний острый угол.
. 9Ещё один модуль согните пополам - это верхний модуль.
10. Начинаем собирать: в нижний модуль карманчик вставляем наши модули-заготовки
Апробация методов и приемов, предлагаемых автором
Выполнение педагогами задания в подгруппах: предложить придумать свой вариант или усложнить его.
Корректировка и обсуждение представленных результатов деятельности групп.
Рефлексия (самоанализ)
Упражнение на рефлексию «Ваши впечатления» : педагоги высказывают свои впечатления о мастер-классе.