Валентина Арбакова
Мастер-класс «Использование интерактивных технологий в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 1 Использование интерактивных технологий в работе с детьми
1. Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Игра «Импульс», Игра «Пожелания».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на мастер классе. Сейчас я вам предлагаю встать в круг, взять друг друга за руки и передать своим пожатием импульс по кругу. Ну, а для того чтобы удержать полученную энергию и усилить её, давайте подарим друг другу комплименты с добрыми пожеланиями.
Публикация «Мастер-класс „Использование интерактивных технологий в работе с детьми“» размещена в разделах
2. Вступление. Тема нашего практикума - «Играя, познаем мир!» (использование интерактивных технологий в образовательном процессе)
Слайд № 2
Счастливый случай нас собрал
Вот в эти стены, в этот зал.
Интерактивные технологии обучения
Не дадут скучать и унывать,
Затеют спор веселый, шумный,
Помогут новое узнать.
В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. Дошкольное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения.
Слайд № 3
3. Теория
Давайте же, определим понятия.
Интерактивный – inter (взаимный, act (действовать) – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, воспитанников друг с другом.
Слайд № 4
Интерактивные технологии используемые в работе
с детьми 3-7 лет.
• II младшая группа – работа в парах, хоровод;
• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
• старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;
• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний.
4. Практическая часть
Форма проведения: путешествие е в страну Знаний. Количество 8 человек.
Демонстрационный материал:
1. Поднос, пучок соломы, лапоть, воздушный шарик;
2. Схема поезда с тремя вагонами;
3. Макет реки (таз наполненный водой)
4. Тарелка с очищенными дольками чеснока;
5. Дерево;
6. Детский микрофон;
Раздаточный материал:
1. Символы на грудь - воздушные шарики: 2 красных, 2 синих, 2 желтых, 2 оранжевых, с восклицательным и вопросительным знаком;
2. Картинки с изображением транспорта, передвигающегося с помощью по воздуху и с помощью воздуха и бензина;
3. Плоские воздушные шарики: красного – 8 штук, зеленого – 8 штук, синего – 8 штук
Предметы для проведения опытов:
1. Трубочки для коктейлей –8 штук;
2. Прозрачные одноразовые стаканы – 8 штук;
3. Воздушные шары – 8 штук;
4. Полиэтиленовые пакеты – 8 штук;
5. 3 тазика с водой;
7. Пол листа бумаги;
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам побыть в роли детей и принять участие в путешествии в страну Знаний по теме «Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем», где будут использованы некоторые интерактивные технологии в работе с детьми, представленные на слайде
Методические указания
1 часть. Вхождение в тему. Раздача символов (желающие 8 человек)
Игровая технология
Воспитатель: Обратите внимание на схему (на мольберте едет паровоз с прицепными вагонами). Я предлагаю вам отправиться в путешествие вот на этом поезде, но сначала мы должны украсить наш поезд, чем мы узнаем позже.
1. Игровая мотивация
Воспитатель: посмотрите на предметы, лежащие на подносе на столе (пучок соломы, лапоть, воздушный шар, догадайтесь к какой сказке эти предметы имеют отношение. (Ответы детей)
Информационно-коммуникативная технология
Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран, давайте проверим правильность ваших ответов (на экране демонстрируются герои сказок «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка», «Пузырь, соломинка и Лапоть») Дети называют героев сказок и выбирают нужную, объясняя почему.
Воспитатель: Кто вспомнит, что произошло с ними в сказке?
Дети: Пошли однажды они в лес дрова рубить. Дошли до речки и не знают, как перейти через реку. Лапоть сказал Пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» - «Нет, Лапоть! Пусть лучше соломинка протянется с берега на другой берег». Лапоть пошел по соломинке, она переломилась, он и упал в воду, а Пузырь хохотал-хохотал, да и лопнул.
Интерактивная технология «Интервью»
Слайд № 5
Воспитатель: воспитатель выступает в роли корреспондента, берет интервью у детей по цепочке (с ярким игрушечным микрофоном)
- На что был похож Пузырь?
- Как вы думаете, что было у него внутри?
- Что могло бы случиться, если Пузырь бы согласился перевезти Соломинку и Лапоть?
- Почему лопнул Пузырь?
Обобщение: Пузырь исчез, потому, что из него вышел весь воздух.
1. Игровое упражнение «Едем на поезде в страну Знаний»
Воспитатель: я в начале нашего путешествия говорила, что нам нужно украсить наш поезд. Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах.
- Кто знает, как доказать что воздух существует? (с помощью опытов)
Возьмите воздушные шары и обозначьте:
- красными воздушными шарами – уверенность в своих знаниях;
- зелеными – свои колебания, сомнения в умении провести опыты.
2 часть. Экспериментальная деятельность
1. Серия опытов
Интерактивная технология «Работа в парах»
Слайд № 6
Воспитатель: я предлагаю вам разделиться в пары, чтобы пара состояла из шаров одинакового цвета, но разного знака (садятся за столы парами)
- Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите и скажите про него?
Дети: воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим.
Воспитатель: а можно нам увидеть этого «невидимку»? Может быть кто-нибудь из вас с ним уже встречался?
Дети: пузыри на поверхности воды и др.
Воспитатель: как же можно обнаружить воздух?
Дети: пары выдвигают гипотезу – с помощью опытов.
Обобщение: воздух можно обнаружить с помощью опытов, для проведения которых нужны различные предметы.
ЗАДАНИЕ 1. Создать поток воздуха у лица
Опыт № 1 – взять листок бумаги, сделать веер и помахать им около лица
Вопрос: что ощущаете? (легкий ветерок, прохладу – ответы в парах). Какой можно сделать вывод? – ответы в парах
Вывод: воздух мы не видим, но ощущаем (чувствуем)
ЗАДАНИЕ 2. Увидеть воздух, которым мы выдыхаем
Опыт № 2 – взять трубочку для коктейлей и подуть через неё в стакан с водой
Опыт № 3 – надуть воздушный шарик (2-3 вдоха)
Вопрос: Что вы видите? Почему шар стал увеличиваться? Вспомните строение человека, где расположен воздух, как дышит человек. Какой можно сделать вывод – ответы в парах
Вывод: воздух находится внутри тела в легких, его объем можно измерить
ЗАДАНИЕ 3. Доказать, что воздух прозрачный
Опыт № 4 – взять прозрачный полиэтиленовый пакет, открыть его, «набрать» воздух и скрутить края
Вопрос: можно ли увидеть через воздух-невидимку все, что находится вокруг нас? Какой можно, сделать вывод – ответы в парах
Вывод: воздух прозрачный, невидимый, через него можно видеть, все, что нас окружает
2. Игровые упражнения
Интерактивная технология «Хоровод»
Слайд № 7
Воспитатель: давайте встанем в круг и я буду вам бросать шарик, а вы будете отвечать на заданный вопрос.
- Нужен ли воздух людям и животным? (без воздуха они не смогут дышать, а значит и жить)
- Как вы думаете, чем дышат морские обитатели? Если купить в магазине рыбок для аквариума, поместить их в банку, которую плотно закрыть крышкой, что может произойти? (в воде есть воздух, которым дышат все обитатели рек, морей, озер)
- А человек может долго находиться под водой без маски водолаза? Почему? (нет не может, т. к. ему не хватает воздуха) Попробуйте закрыть нос и рот и не дышать. Что вы чувствовали?
Воспитатель: мы с вами выяснили, что нос нужен для дыхания и не только. Что еще умеет определять нос? (определять запахи)
Здоровьесберегающая технология. Игровое упражнении «Угадай запах?»
Воспитатель: закройте глаза, зажмите нос (в это время перед детьми проносят тарелку с дольками свеженарезанного чеснока)
Вдохните воздух, чем пахнет? Как вы узнали, что это запах чеснока? Какой можно сделать вывод?
Вывод: запахи распространяются по воздуху, поэтому мы их чувствуем, когда вдыхаем его.
3 часть. Физкультурная пауза
Воспитатель: я приглашаю вас на морской берег, здесь всегда свежо, часто дует ветер. Как вы думаете, чем может пахнуть море?
(включается запись морского шума, дети представляют волны, плавающих в воде рыб. Проводится игра «Морская фигура – на месте замри»)
4 часть. «Воздух и транспорт»
Интерактивная технология «Дерево знаний», игра «Подбери нужную картинку»
Слайд № 8
Воспитатель: можно ли назвать воздух помощником человека? (ответы)
Дети делятся на 2 группы по принципу: 1 группа - воздушные шары с восклицательными знаками, вторая группа – с вопросительными.
Воспитатель: я сейчас вам раздам картинки транспорта в конвертах
1 группа (с вопросительными знаками) – выберите картинки транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и в воздухе и поместите их на дерево с синим символом.
2 группа (с восклицательными знаками) – с помощью бензина и тоже поместите на дерево с коричневым символом.
Воспитатель: посмотрите внимательно, все ли сделали правильный выбор. Объясните, почему вы не выбрали оставшиеся картинки транспорта? (ответы в группах)
5 часть. Технология проблемного обучения. Проблемная ситуация «Переправа»
Воспитатель: а сейчас будем работать снова в парах по цвету воздушных шаров на груди. Мы сегодня с вами разговаривали про сказку «Лапоть, Соломинка и Пузырь» и узнали, что сказочные герои не смогли перебраться на другой берег реки. Как мы можем помочь им перебраться? (ответы детей)
- Как вы думаете, из чего можно сделать кораблик, парус? (ответы детей)
1. Опыт «Воздух может двигать предметы»
Воспитатель В таз с водой нужно запустить кораблики с парусом, подуть на парус, создавая поток воздуха.
(дети работают в парах, дуют на парус по очереди, договариваясь о совместным действиях, чтобы кораблик двигался быстрее, нужно дуть в одном направлении)
Воспитатель: объясните, почему плывет кораблик? Какой можно сделать вывод? (ответы в парах).
Вывод: поток воздуха помогает предметам передвигаться.
6 часть. Проработка содержания темы.
Интерактивная технология «Интервью»
Воспитатель: я буду задавать вопросы, а вы отвечайте полным ответом.
- Расскажите нашим гостям – сказочным героям – Лаптю, Соломинке и Пузырю, что вы узнали нового о воздухе (воздух невидимый, легкий, он всюду вокруг нас и в воде, воздух необходим для человека, животных, рыб, воздух помогает двигаться транспорту)
7 часть. Рефлексия деятельности детей
Воспитатель: я хочу вас поблагодарить за активное участие, любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.
Воспитатель: Как вы думаете, сегодня вы сделали для себя новые открытия о воздухе? Если да, то украсьте вагоны синими воздушными шарами. Кто смог самостоятельно провести опыт, рассказать о свойствах воздуха, прикрепите к вагонам синие шары. Посмотрите, как много синих воздушных шаров. Наше путешествие в страну Знаний получилось интересным, увлекательным и познавательным. Спасибо