Оксана Кравченко
Мастер-класс «Использование игровых технологий в подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Главный принцип Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по – прежнему отводится игре. Генеральными линиями стандарта являются индивидуализация и социализация ребёнка.
Публикация «Мастер-класс „Использование игровых технологий в подготовке детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2019
По новому стандарту детские сады продолжат готовить дошкольников к школе. Но эта подготовка состоит не столько в формировании определенной суммы знаний, как в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного детства.
Ежегодно 1 сентября все школы распахивают свои двери перед самыми маленькими учениками-первоклассниками. Готовность ребенка во многом зависит от его умственного развития – развития восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи, т. е. тех качеств, которые необходимы для усвоения новых знаний.
Наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
За последнее время требования, предъявляемые к будущим первоклассникам, непомерно выросли. На собеседованиях, которые обычно проводят перед зачислением ребенка в первый класс, обращают внимание на уровень восприятия, памяти, внимания, мышления, развития речи будущего первоклассника.
Большое значение уделяется визуальной памяти ребенка, его способности к запоминанию цвета, формы, составных частей предметов, а также нахождению сходства и различия разных предметов при их сравнении, умению объединять предметы в группы и вычленять лишнее, т. е. способности анализировать и классифицировать.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Они представлены как социально-нормативные и психологические характеристики детей. Среди которых обращают на себя внимание такие как «инициативность, самостоятельность, любознательность, уверенность в своих силах, развитое воображение, способность к волевым усилиям».
Следовательно, будущий первоклассник должен иметь следующие навыки: Желание учиться, Развитую мелкую моторику, Произвольное внимание, Навык запоминания, Понимание причинно-следственных связей, Умение выражать свои мысли и задавать вопросы, Умение следовать инструкциям, Общительность, Самостоятельность
Чтобы сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе можно использовать современные образовательные технологии, целью которых является – личностное развитие. Изучив передовой педагогический опыт, я выбрала наиболее эффективные технологии и в первую очередь конечно же игровую технологию, которая позволяет сделать обучение интересным и увлекательным.
Игровая технология - строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом. В нее включаются последовательно:
1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (например "Найди отличие".)
2. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам (например «Обобщение, классификация»)
3. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных. (например игра «Что перепутал художник»)
4. группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку по разным образовательным областям.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Способствуют развитию мышления ребенка. Важно обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями. Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому. Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы нашим детям. Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат. Мы будем сами выполнять эти задания,т. е. –играть.
Вам необходимо быть активными и внимательными. Итак, начнём
Игры на развитие функций внимания
Играет ли ребенок, учится ли ученик, мыслит ли ученый непременное условие их успешной деятельности – хорошо развитое внимание. Как бы ни был талантлив ученик, у него всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его плохо организовано, если он часто невнимателен и рассеян. Когда ребенок внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышлении. Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение.
1. Игра «Запретное число»
Цель: развитие внимания, умения слушать.
Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2, 5);
Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10. Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух и улыбается. (Затем количество запретных чисел увеличивается)
2. «Вершки и корешки» (подгруппа педагогов)
Дети образуют круг или шеренгу. В центре круга или перед шеренгой стоит взрослый (водящий) с большим мячом в руках. Водящий бросает мяч, называя какой-нибудь овощ, а дети ловят мяч, называют съедобную часть и бросают мяч водящему. Водящий. Баклажаны. 1-й ребёнок. Вершки. Водящий. Редька. 2-й ребёнок. Корешки. Водящий. Капуста. 3-й ребёнок. Вершки. Отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.
3. Найди отличия»
Цель: развитие наблюдательности, внимательности ребёнка, умение сравнивать
Инструкция: "Перед нами две похожие картинки. Если присмотреться внимательно, они чем-то отличаются друг от друга. Найдите, чем они отличаются и покажите". На данной иллюстрации 10 отличий.)
Игры на развитие памяти.
Хорошая память – залог успешной учебы и всей дальнейшей жизни маленького человека. А для ребенка, который совершенно не любит скучных занятий и нравоучений, для подобных целей подойдет хорошая игра на развитие памяти у детей.
1.«Перечисли предметы» (приглашаю 1воспитателя)
Цель - развитие восприятия, наблюдательности и смысловой памяти
Условия игры: Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты. В это время на столе раскладываются предметы и замышляется ситуация: «Я иду в школу» На столе должно лежать 7 предметов к данной теме. Приглашается водящий, ему говорят тему и он смотрит на стол в течение 5 – 10 секунд. Затем он поворачивается к столу спиной, а лицом к группе и начинает перечислять предметы (вещи) на столе. Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.
2. «Разложи цифры»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
У каждого ребенка набор карточек с изображением цифр. подобные карточки имеются и у педагога, которые он выставляет на наборном полотне. Дети рассматривают карточки, их расположение, запоминают и воспроизводят.
Задание на развитие слуховой памяти
1.«Слушаем и рисуем»
Цель: развить слуховую память и внимание.
Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра - вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка -
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
Можно прочитать стихотворение еще раз.
2. Игра на развитие памяти: "В саду у бабушки растут. "
Взрослый начинает игру и говорит: "В саду у бабушки растут. ". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "В саду у бабушки растут. ". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя.
В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие. Игры на развитие логического мышления
Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.
1. Игра «Выделите лишнее»
Цель-(Развивать мышление, умение классифицировать предметы по признаку)
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
2. Упражнение "Последовательные картинки". Цель: умение устанавливать причинно-следственные отношения. Развитие монологической речи.
Одно из наиболее сложных для ребят упражнение, т. к. здесь необходимо не только разложить картинки последовательно, но и составить связный, логически последовательный, завершённый рассказ.
3. Игра «Верю – не верю» Дети — невероятно доверчивые существа. А если информация поступает из уст взрослых, то это звучит как аксиома.
Инструкция: Итак, вы говорите какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка. Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится доходить до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы.
Примеры фраз:
«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)
«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)
«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)
«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)
«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)
«Зимой всегда пасмурно».
«Солнце светит только утром и вечером».
«Все яблоки сладкие».
4.«Найди общее слово» В этой игре содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.
" Каким общим словом можно назвать следующие слова:
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь".
Слова для нахождения обобщающего понятия можно подобрать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т. д.
Игры по формированию пространственных представлений.
1. Игра «Расскажи, где предмет». Цель: Вербализация пространственных отношений
Описание: дети рассматривают иллюстрацию, рассказывают, что где находится
Усложненный вариант игры-картина переворачивается обратной стороной, а дети называют по памяти, что где находится.
«Волшебный лист»
Вначале работы в ориентировке на листе мы использовали напольное пособие, которое состоит из 9 квадратов, когда дети усвоили понятия верх / низ, правый\левый, середина мы перешли на ориентировку на листе в клетку.
Цель: развитие у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности. Тренировка умения действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи. Формирует и развивает произвольность действий, эмоционально-волевую сферу, а также тренирует способность ориентироваться в пространстве.
Инструкция:
Уважаемые взрослые, вспоминаем, где правая рука, где – левая. В каком направлении находится верх / низ. Покажите правый (левый) верхний (нижний) угол. Теперь, берём «жучка», сажаем его на середину листа и перемещаем его по листу в озвученном направлении на столько клеточек, сколько будет озвучено.
Упражнение «Корректурные пробы»
Цель: развитие и тренировка произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности. Формирование орфографической зоркости, умение целенаправленно двигаться построчно и на листе.
Заканчивая наш мастер-класс " Использование игровых технологий в подготовке детей к школе ", хочется заметить, эти методические приёмы игровой деятельности, действительно способствуют подготовке детей к школе. В словесные игры можно играть везде, они не требуют дополнительного времени для специальной организации. Очень важный аспект процесса игровой деятельности : ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Необходимо помнить одно важное правило: дошкольника практически невозможно научить тому, чего он не хочет. Мотивация играет ведущую роль в процессе познания дошкольника. От Вас необходимо желание, немного времени и фантазии. Желаю всем удачи!