Юлия Григоркевич
Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста
В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательный процесс должен выстраиваться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому все большую популярность приобретает использование социо-игровых технологий. Разработаны они изначально для школы известными педагогами Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Букатовым, но с большим успехом могут использоваться в детском саду.
Публикация «Использование социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Основа социо-игрового подхода – равноправие детей и взрослых. По мнению Е. Е. Шулешко, Т. В. Тарунтаевой и О. В. Пастюк, равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.
Назначением социо-игровой технологии является организация собственной деятельности детей, то есть той, которой ребенок хочет заниматься, в которой он слушает, говорит, смотрит, делает (деятельность на основе постоянного общения).
Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора внутри отдельных микрогрупп по 3-6 человек и микрогрупп друг с другом, оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо. Это позволяет раскрыть индивидуальные возможности и способности детей, активизировать каждого ребёнка с учетом его личных особенностей, пола, интересов, желаний, потребностей.
Использование в работе с детьми социо-игровой технологии помогает мне :
1. Формировать у дошкольников навыки дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
2. Развивать у детей навыки полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
3. Развивать взаимодействие ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
4. Развивать у детей умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
5. Создавать условия для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
Деятельность детей организую, учитывая следующие принципы руководства:
• Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть,
организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям
предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и
навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих
действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в
разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся
соучастниками игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и
просто, а что трудно – то интересно.
• Движение и активность.
• Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в
четвёрках и тройках.
• Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и
наловишь с десяток.
Элементы социо-игровой технологии применяю как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Используя данную технологию, придерживаюсь следующих правил:
1. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
2. Работа организуется малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей.
При делении на группы используем разные способы :
• по цвету волос, глаз, одежды;
• чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
• кто на каком этаже живет;
• четный- нечетный, однозначный- двузначный номер квартиры;
• найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится;
• с помощью разрезных картинок;
• с помощью считалок и т. д.
3. «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами (выбирают считалочкой) и он должен постоянно меняться.
Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь определенных правил:
• Один за всех и все за одного;
• Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
• Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
• Когда работаешь, не мешай другим.
• Справился сам, помоги другу.
• Главное - не бояться доказывать свою правоту.
• Умей принять помощь.
4. Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, в этом помогают песочные часы. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
Сегодня я хочу представить вашему вниманию видеозарисовки некоторых
игр, которые мы используем с детьми. Они для детей интересны, всегда вызывают желание принять участие в деятельности.
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. Я их провожу в начале образовательной деятельности, можно их использовать и в течение дня, как организующий момент (видео)
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
5. Игры вольные (на воле, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате, удобнее в спортивном, музыкальном зале или на улице. Организовывать их может как взрослый, так и дети
Анализирую результаты своей деятельности, на данном этапе могу отметить следующие позитивные моменты:
Повысился уровень познавательной активности детей, уровень знаний и умений в различных видах деятельности.
У детей появилось чувство сплоченности, сопереживания друг за друга, они учатся самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
В процессе внутригруппового общения создаются благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Такая самооценка, отработанная своими собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребенка, чем оценка «хорошо» или «плохо» со стороны педагога.
Сегодня с уверенностью могу сказать, что социо – игровые технологии помогли мне ближе узнать детей, понять их и создать такие условия, в которых они учатся эффективно взаимодействовать – договариваться, уступать, оказывать и принимать помощь.
Но есть и определенные сложности в использовании данной технологии. Так для меня сложным стало то обстоятельство, что во время проведения игр и занятий в социо – игровом стиле мне отводилась лишь роль координатора действий, а роль оценщика, «судьи» должны были выполнять сами дети. Зачастую я была ориентирована на то, чтобы задание у каждого ребенка, у каждой группы обязательно получилось. А как показал мой опыт, на самом деле дети лучше всего учатся на своих ошибках, и поэтому не нужно лишать их возможности набираться личного опыта, возможности ошибаться и проигрывать