Валентина Корнишева
Мастер-класс Использование игрового занимательного материала для формирования элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ
«Колокольчик» В. Н. Корнишева
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию игрового занимательного материала по ФЭМП у дошкольников.
Математика – наука
Хороша и всем нужна
Без нее прожить нам трудно
Без нее нам жизнь сложна.
Публикация «Мастер — класс Использование игрового занимательного материала для формирования элементарных математических представлений» размещена в разделах
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?
Начиная работу по данной теме, я ознакомилась с существующими ныне методиками по ФЭМП.
Это работы таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон.
Конечно же все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее, что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации учебно – воспитательной деятельности дошкольников.
Значит мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя - научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.
Начиная работу с новой группой детей, я стараюсь изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом мне помогает проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображением пяти домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере :
1. «Математический домик» - украшен цифрами
2. Домик для грамоты – буквами
3. Карандаши и краски на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
4. Книги – здесь можно послушать сказки.
5. Игрушки – здесь можно играть.
Воспитатель спрашивает ребенка:
«Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом – учитться читать, в пятом – играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.
Это естественно, потому что игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. В сказке также много привлекательного для малыша – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем.
Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.
Итак, учитывая интерес ребенка к игре и сказке, я разработала ряд занятий, объединенных под общим названием: «Математические сказки».
«Поможем Золушке»
«Буратино ждет гостей»
«В плену у Снежной Королевы» и др.
Например, занятие «Поможем Золушке. В его основу положен сюжет знакомой сказки Ш. Перро.
Для того чтобы попасть на бал, Золушка должна справиться с заданиями, которые дала ей мачеха. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Золушке приготовить обед, залатать ковер, вышить узором полотенца. Казалось бы, ничего общего с математикой, но на протяжении 30 минут дети, помогая сказочному персонажу, решают задачи, считают, сравнивают числа, решают разного рода логические головоломки.
В занятии «В плену у Снежной Королевы» дети помогают Герде склеить волшебное зеркало, то есть выполняют упражнение «Сложи квадрат».
Дети обычно с большим интересом включаются в работу и с удовольствием помогают сказочным персонажам справиться с заданием.
Развитие речи детей так же является важным этапом подготовки детей к школе, поэтому на своих занятиях я широко использую разного рода речевой материал – стихи, считалки, загадки, задачки в стихотворной форме, которые помогают оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием.
Задание «Дорисуй фигуру» в сказке «Буратино ждет гостей» Буратино нарисовал портрет Пьеро, но как всегда впопыхах допустил много ошибок.
Задание звучит следующим образом:
Знания ваши нужны мне сейчас
Очень надеюсь, ребята на вас
Вот тут нарисован неверный портрет
Каких на портрете деталей нет?
Попутно дети закрепляют знания о геометрических фигурах.
В сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачку.
Причем попутно закрепляем знания цифр. Задаю вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?»
Кроме того помогают активизировать интерес детей к занятию и разного рода физкультминутки, пальчиковые игры, которые ребята выполняют вместе с героями сказок.
А сейчас я предлагаю вам на некоторое время примерить на себя роль наших воспитанников и отправиться «В гости к сказке».