Данилова Надежда
Использование игр в подготовительной группе для формирования элементарных математических способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр в подготовительной группе для формирования элементарных математических способностей детей.
Выполнила: Данилова Надежда Александровна
Значение дидактической игры в ФЭМП
Публикация «Использование игр в подготовительной группе для формирования элементарных математических способностей детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
Игра даёт возможность расширения впечатлений, представлений, вхождение детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.
Работая воспитателем в детском саду на протяжении 4 лет, я большое значение в работе уделяю развивающим играм, которые имеют важную роль в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Что же такое развивающие игры? Мы знакомы с тем, что дети быстро теряют интерес к игрушке и игре. Не происходит побуждения к усиленной умственной деятельности, не требуется значительного напряжения; дети удовлетворяют лишь сиюминутные потребности. Но этого очень мало для успешного развития творческих способностей. Необходимы игры, моделирующие творческий процесс, создающие условия для развития интеллекта. Такими играми являются развивающие игры. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, фигурок из картона, деталей конструктора. В развивающих играх развитие идёт от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям. Содержание игр определяет развитие различных интеллектуальных сторон ребёнка. Развивается внимание,память (особенно зрительная, пространственное воображение, умение находить зависимость и закономерность, способность систематизировать.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воспитатели воздействуем на все стороны развития личности ребё нка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Поставив перед собой цель – дать детям знания в ФЭМП посредством развивающих игр я выделила следующие задачи:
Количество и счет.
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Знакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).
Величина.
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения.
Сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма.
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению__их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Педагогические технологии
Игры и приёмы для занятий ТРИЗ с детьми
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, найти выход из затруднительного положения.
Метод Мозгового Штурма я использую при решении задач на смекалку (головоломки) со счётными палочками.
1 тип - это задача на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.
• Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
• Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
2 тип – это задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата
3 тип – это задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В своей работе я использую словесные игры. В игре «Наоборот» хорошо усваивается приём «противоположные значения»
Высоко – низко
Далеко – близко
Впереди – сзади
День – ночь
Вверху – внизу
Мало – много
Узкий – широкий
На противоречия задаю вопросы:
• Что бывает то маленьким, то большим (воздушный шар, надувные игрушки, складная мебель)
• Что или кто бывает сначала маленьким, а потом большим (люди, животные, овощи, деревья и т. д.)
• Что бывает маленьким и большим (шарик, тесто, пузырь)
• Длинным и коротким (резинка, указка, нож складной, складная линейка)
• Твёрдое и мягкое (хлеб, яйцо, человек и т. д.)
• В каких сказках было чего то мало, а затем много («Цветик – семицветик», «Горшок каши»)
На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений я использую задачи - шутки, загадки, которые способствуют развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
• На столе 2 яблока и 3 груши. Сколько на столе овощей?
• На у девочки 2 яблока и 2 вишни. 1 яблоко и 1 вишню съели. Сколько осталось?
• На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе (3)
• На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь на двух ногах?
Ещё я в своей работе использую прием дорисовывания. Дети должны до рисовать элемент до фигуры или цифры. Затем можно спросить на что это похоже?
• Также предлагаю детям нарисовать предмет, подрисовав к геометрической фигуре дополнительные детали. «Что бывает круглым, овальным, прямоугольным и т. д.»
• Предлагаю из геометрических фигур нарисовать девочку, зайца, робота и др.
• Ещё одно задание с готовыми геометрическими формами – это выложить ёлочку, лису и др.
Работая со старшими дошкольниками на воссоздание фигур – силуэтов я использую фигуры – силуэты из наборов к играм «Танграм», Так же в своей работе я использую такой приём, как сочинение сказок, направленный на формирование элементарных математических представлений. В сказке «Путешествие мячика», которую мы сочинили с детьми, была поставлена цель закрепить представление о круге. Дети придумывали какие круглые предметы встретил мячик на своём пути (арбуз, воздушный шарик, колобка, смешарика и др.) и о чём они говорили.
План работы на год
Перспективное годовое планирование использования развивающих игр. В ФЭМП детей подготовительной группы.
Использование игр на занятиях
Использование игр в режиме дня
Использование игр в режимных моментах
В сюжетно ролевых играх.
В подвижных играх
«Где звенит колокольчик» цель: ориентировка в пространстве.
«Кто дальше бросит? Цель: сравнение величин
«Сбей кегли» - количественный счёт.
«Цифра стройтесь по порядку» цель: закрепление порядкового счёта.
«Какой рукой точнее?» ориентировка в пространстве.
«Кто дальше бросит?» (левой и правой рукой) (расстояние).
«Сделай столько, сколько услышишь» (счет)
«Дни недели стройтесь» (ориентировка во времени)
Игры на прогулке
1. Предложить детям рассмотреть вокруг и найти парные предметы: у птицы 2
крыла, 2 лапки; у собаки 2 глаза, 2 уха.
Спросить детей, чего у них по 2:2 руки, 2 уха, 2 глаза, 2 плеча, 2 локтя, 2 ступни, 2 пятки. Ребёнок может не только назвать, но и показать их.
2. Собрать опавшие листья в небольшие букеты. Затем предложить детям отгадать, в каком букете больше листьев. После ответов ребята должны доказать их правильность (обосновать ответ). Не подсказывать, как это сделать. Пусть дети самостоятельно найдут способ решения, то есть разложат листья один под другим или наложат листья одного из букетов на листья другого.
3. Предложить детям собрать осенние листья и сгруппировать их по величине : большие, меньше, маленькие. Спросить: как узнать, каких листьев больше? Что для этого надо сделать.
4. Предложить детям нарисовать на асфальте треугольник, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы (например, косынка, горка, дорожный знак и т. д.)
5. На прогулке спросить у детей, какое сейчас время суток. Поинтересоваться, чем ребёнок будет заниматься утром, днём, вечером.
Спросить, какие изменения происходят в природе (дни становятся короче, а ночи длиннее). Предложить вспомнить, какие дни были летом, когда темнело.
6. Предложить мальчикам собрать камушки, девочкам прутики. Спросить, кто больше собрал: мальчики или девочки, как можно это узнать.
7. Обратить внимание детей на толстые и тонкие стволы деревьев. Дети, обхватив их руками, могут определить, какие из них толще.
Предложить найти тонкие и толстые сучья, тонкие ветки, высокие и низкие предметы.
. Игра на прогулке «Найди своё место».
Начертить на асфальте прямоугольник, разделить его на количество частей, соответствующее количеству играющих. Написать в них цифры по порядку. У каждого ребёнка по одной карточке с цифрой. Дети бегают под удары бубна. Как только бубен замолкает, они должны найти своё место в числовом ряду.
Варианты игры: взрослый каждому из детей называет число. По сигналу они находят своё место и объясняют, почему встали именно там. Можно на земле начертить пустые клетки в прямоугольнике. Воспитатель называет любое число. По сигналу дети должны найти место в числовом ряду.
Игра классики.
Самостоятельная игра
Индивидуальная работа
Спасибо за внимание!