МААМ-картинки

Мастер-класс «Использование Блоков Дьенеша в математическом развитии детей дошкольного возраста»

мусина лариса
Мастер-класс «Использование Блоков Дьенеша в математическом развитии детей дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам мастер – класс «Использование Блоков Дьенеша в математическом развитии детей дошкольного возраста».

Цель: Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с приемами использования блоков Дьенеша.

2. Научить педагогов практическими навыками проведения математических игр используя блоки Дьенеша.

Актуальность проблемы:

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области Познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; направляет нас на использование в образовательной деятельности игровой, познавательно - исследовательской деятельности воспитанников. Поэтому развивающая игры "Логические блоки Дьенеша" полностью соответствует современным требованиям.

И так переходим к практической части нашего мастер класса. Для проведения мастер – класса мне необходимо 6 участников. Поделитесь, пожалуйста, на 2 команды.

«Новая математика» - Золтан Дьенеш. Логические блоки Дьенеша представляют собой набор

из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

б) трёх цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

формой, цветом, размером, толщиной, для того чтобы зашифровать и расшифровать (добыть информацию) по каждому блоку. Чтобы дети могли подумать. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как «Такой же», «Не такой». Давайте представим, что вы дети 3-4 лет.

«Поиск одинаковых фигур».

Откройте коробки с блоками. Рассмотрите их. Что можно с ними сделать? Молодцы! Дети делают также.

1. Разложите, пожалуйста, блоки по форме. Назовите форму блоков.

2. Разложите, пожалуйста, блоки по цвету. Назовите цвета блоков.

3. Разложите, пожалуйста, блоки по размеру. Назовите размер блоков.

4. Разложите, пожалуйста, блоки по толщине. Назовите толщину блоков

1. Покажите блок такого же цвета как этот.

2. Найди блок такой же формы.

3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.

4. Найди не такой блок по цвету; по форме. Данный вид игры проводим индивидуально.

5. Более сложный вариант: Найди такую же, как этот по цвету и форме, но другого размера. Проводим индивидуально.

6. Можно использовать и задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы. Теперь представим, что вы дети 4-5 лет, т. е. средняя группа.

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, величина – силуэтом домика (большой, маленький, форма – контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).

И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Например, игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.

В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

- Молодцы, справились с заданием.

Коллеги, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками, а как вы думаете, какие игры можно проводить с детьми старшего возраста?

- Следующее задания, у нас есть карточки.

Давайте посмотрим на блоки. Мы можем каждый блок охарактеризовать по форме, цвету, размеру и толщине.

Цвет обозначается пятном;

форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);

величина - силуэт домика (большой, маленький);

толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и худой).

Показ на доске карточек – характеристик блоков. (Это просто). А когда мы вводим карточки с отрицанием, кажется, что просто. Сказать можно, что это не квадрат – просто. Но наша цель в чем: в том чтобы заставить ребенка мыслить, думать.

- А теперь найдите мне, пожалуйста, блоки в соответствии со схемой.

«Шерлок Холмс ищет преступника».

Цель: освоение способа декодирования.

Материал: блоки, знаки-символы.

Краткий сценарий. Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок.

«Кондитерская фабрика»

Цель: развивать умение группировать блоки по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету).

Материал: два обруча, блоки, знаки-символы.

Краткий сценарий. На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты»- не прямоугольные, маленькие, не синие, а во вторую – треугольные, не красные. Обосновать свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.

(участники находят)

- Следующее задание. «Найди три ошибки»

Цель: закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма - цвет, используя таблицу. Научить анализировать материал по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки.

Краткий сценарий. В новый дом поселялись жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры?

- Молодцы.

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.

«Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

- Переходим к следующему заданию. Соберите самосвал. Молодцы.

- А теперь расселите блоки по квартирам (команды составляют по карточкам)

- Молодцы!

Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша.

Скажите мне, пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).

3) В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд»(билеты, места).

Вариативность игр и блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные блоки Дьенеша.

Уважаемые коллеги! Наш мастер – класс подошёл к концу. И в качестве обратной связи, традиционно предлагаем дать оценку мероприятию и продолжить 1 из фраз:

Рефлексия:

• Мне было трудно (сложно). Скажите, что было вам трудно….

• Продолжите фразу: «Я задумалась о том, что…»?

• Мне захотелось, пожалуйста, ваш ответ….

• И скажите мне, пожалуйста, что было вам сегодня интересно….

Спасибо за работу! Желаем всем творческих успехов!

Публикации по теме:

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками»Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить фотоотчёт по использованию блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками. Я часто.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование Блоков Дьенеша в математическом развитии детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 октября 2024 в 11:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование Блоков Дьенеша в математическом развитии детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем мусина лариса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД