Алла Александровна Белова
Мастер-класс «Искусство игры на народных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс :
«Искусство игры на народных инструментах,
как средство приобщения детей дошкольного возраста
к традиционной русской культуре»
Музыкальный руководитель Белова А. А.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Искусство игры на народных инструментах, как средство приобщения детей дошкольного возраста к традиционной русской культуре». Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививать «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение, «перекати поле». Одна из самых актуальных задач нашего времени – патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре и народу. Поэтому надо учить дошкольников любить и уважать то, что завещано отцами, дедами, предками. Гордиться можно не только завоеваниями науки, покорением природы, но и великой культурой. Так, например знакомство с русскими народными инструментами очень важно и необходимо. Они становятся не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу и быту. Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа : помогала в труде, сопровождала праздники. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки-трещотки, погремушки, бубенцы, дудочки и т. д. Они развивали у детей сначала координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем тембровый слух, музыкальную память, динамическое восприятие, интерес к музыкальной деятельности. Приобщая детей к народным инструментам, мы осуществляем реализацию следующих задач:
Публикация «Мастер-класс „Искусство игры на народных инструментах“» размещена в разделах
- формируем у детей интерес к русским народным инструментам;
- обучаем детей простейшим умениям игры;
- развиваем музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, динамическое восприятие, музыкальную память;
- воспитываем любовь к музицированию;
- привлекаем детей к творческо-исполнительской деятельности;
- выявляем и развиваем у детей индивидуальные творческие способности.
Чтобы работа по воспитанию нравственно-патриотических качеств у дошкольников была более плодотворной, необходимо вести ее в тесном сотрудничестве между музыкальным руководителем и воспитателем. Работа была бы более эффективной, если бы те знания, которые дети получают на музыкальных занятиях, закреплялись и в совместной деятельности с воспитателями. Поэтому сегодня подготовила для Вас мастер-класс игры на одном из русских народных инструментов. А вот на каком именно предлагаю вам отгадать.
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
Правильно, отгадали, это ложка, но не простая ложка, а деревянная, расписная. (Открывает сундучок, достаете ложки и раздаете участникам мастер-класса). Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инструментальных ансамблях ложки являются обязательными. Этот инструмент способствует развитию не только чувства ритма, но и артистизма, умения играть в ансамбле, слышать не только себя, но и друг друга.
В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий,«сухой» звук. Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.
Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координирует работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти. Формирует навыки вербального и невербального общения. Развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание. Развивает навыки крупной и мелкой моторики. Развивает дисциплинированность, целеустремленность, внимательность, ответственность.
Итак, сегодня я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется. Как вы думаете, какое количество ложек необходимо для игры? В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки. А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный. Чтобы создать творческую атмосферу, я прошу вас надеть на себя эти платки.
Давайте рассмотрим из чего состоит ложка. Ложка состоит из черпака, черенка и коковки. Черпак также называют лопасть, ковшик. Черенок – это ручка, а коковка – это утолщение на конце черенка, оно позволяет лучше удержать ложку в руках. Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Ну, а для того, чтобы ложки «привыкли» к вашим ручкам, проведем разминку:
В руке правой ложка
В руке левой ложка
Да ударим ими
Мы с тобой немножко
Стукнем раз, стукнем два
Получается игра
Поиграем, постучим
Всех вокруг развеселим.
Итак, переходим к изучению игровых приемов:
В разминке мы с вами выполнили прямые удары на ложках.
Существует две разновидности данного приема: когда черпачки двигаются навстречу друг другу, и когда одна ложка находится перед собой, а удар производится другой ложкой сверху. На ложках можно играть не только прямые удары, но и скользящие, разными движениями: горизонтальными, вертикальными. Давайте выучим ритмическую последовательность:
- восемь скользящих вертикальных ударов: 12345678.
- теперь ложки находятся слева от корпуса исполнителя, прямыми ударами играем: раз, два, раз, два, три.
- в другую сторону: раз, два, раз, два, три.
- теперь ложка находится перед собой, другая производит удар сверху: раз, два, раз, два, три
- поменяем руки: раз, два, раз, два, три.
- два скользящих горизонтально удара, три прямых перед собой.
- два скользящих вертикальных удара, три прямых перед собой.
А теперь вместе со мной и под аккомпанемент.
Прием № 2 Игра двумя ложками.
Ложки держат в правой руке. Между черенками ложек находится указательный палец, большой палец – сверху. Черпаки ложек тыльными сторонами обращены друг к другу, расстояние между ними 1-2 см. Вот и всё, ложки готовы к игре. Перед тем как мы с вами будем играть на ложках, давайте определим ударные точки:
- ладонь;
- бедро правой ноги чуть выше колена;
- бедро левой ноги чуть выше колена;
- удар по плечу.
Все эти точки ударные могут чередоваться между собой. Предлагаю выучить несложную ритмическую последовательность:
- удар по правой ноге. Удар по ладони.
- удар по правой ноге. Удар по ладони.
- удар по правой ноге, левой ноге, три раза по ладони.
- ставим левую руку на пояс. Удар по правой ноге, по плечу.
- удар по правой ноге, по плечу.
- удар по правой ноге, левой ноге, три раза по ладони.
Запомнили, а теперь с музыкой.
Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках. Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает нам о самом простом и распространённом музыкальном инструменте русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, поют русские народные песни, водят хороводы, играют в русские народные игры, не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.
Уважаемые коллеги! Свой мастер класс хочется закончить словами:
О традициях не помним,
Забываем старину,
И хоть стали нам привычны
Полет на Марс и на Луну.
Не прожить нам без традиций
Пусто станет на душе,
Без обычаев старинных
Будем жить как в мираже.
Так давайте будем помнить
И учить своих детей,
Что любовь к своим истокам
В нашей жизни всех ценней.
А теперь прошу вас оценить представленный мастер-класс. Кому он понравился и был полезен пусть поднимут ложки вверх и постучат, а кому не понравился -оставят ложки на коленях.
Пусть ваш дом будет полная чаша, а ложка кормилица ваша.
Наступает час прощанья,
Будет кратка моя речь.
Говорю всем: «До свиданья!
До приятных новых встреч!»