Федоренко Татьяна Александрона
Мастер-класс «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста»
Сегодня насчитывается большое количество образовательных технологий.
Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения.
Давайте разберемся, что же это такое «интерактивное обучение, интерактивные технологии». Кто хочет высказаться? (Ответы педагогов)
Публикация «Мастер-класс „Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
2. Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие «интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
3. Основные задачи такого обучения и воспитания:
Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;
Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;
Интегрированное содержание работы с детьми;
Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
Активное вовлечение ребенка в социум и др.
Одной из целей интерактивного обучения является создание комфортных условий, при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что в последующем сделает воспитательно-образовательный процесс более эффективным и продуктивным.
Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами; исключается доминирование одного участника над другим, одной мысли над другой; использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.
В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».
- А какие вы знаете интерактивные технологии? (Ответы педагогов)
4. - Хорошо! Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:
- технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера – это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
- организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера – это интерактивные педагогические технологии.
В последнее время интерактивные педагогические технологии обретают большую значимость («интерактивные музеи мира», «интерактивные экскурсии»). Включать интерактивные технологии можно практически во все образовательные области. Причем, активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого — создать условия для инициативы детей. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает детей к самостоятельному поиску, исследованию.
5. Внедрение интерактивных педагогических технологий в работу с детьми дошкольного возраста осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
II младшая группа – работа в парах, хоровод;
6. Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
7. Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;
Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум, большой круг, дерево знаний.
2 часть (практическая)
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы вам предлагаем испробовать на себе некоторые интерактивные педагогические технологии, которые мы применяем в воспитательно-образовательном процессе и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошего с помощью мяча, который мы будем передавать друг другу. Данная технология называется «Цепочка». Например: Я начинаю «Я желаю вам хорошего настроения» (Участники выполняют действия)
- Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе. (Участники делятся по квадратикам на группы).
- Как вы уже догадались, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем. Технологии «Работа в паре» и «Работа в малой группе (тройке)». Вы будете собирать картинку. Можете приступать. (Участники собирают картинки)
- Закончили? А теперь я каждую группу прошу немного подумать и обобщить свои знания о том, что изображено на картинке. Хочу заметить, об этой технологии я вам в теоретической части не говорила, называется она «Мозговой штурм», используют ее для решения проблемы и разработки единого мнения. (Участники решают, обсуждают, высказываются)
- Спасибо! Вот как много мы все узнали интересного об овощах и фруктах! А теперь я попрошу вас встать в большой круг и продолжить наше знакомство с интерактивными педагогическими технологиями. Каждому из вас я по очереди передавать мяч и называть что-то из продуктов питания, а вы в свою очередь отвечать полезное оно или нет и можете обосновать свой ответ. Данная технология называется «Хоровод». Начинаем! (Участники выполняют действия)
- Применяя данную технологию мы с вами вспомнили о полезных и вредных продуктах. А сейчас я раздам вам картинки- пазлы и познакомлю вас с технологией «Карусель», но для этого я прошу вас еще сделать внутренний круг. (Участники делятся на два круга, внешний и внутренний).
- Участники внутреннего круга стоят неподвижно, обращенные лицом к внешнему кругу, а участники внешнего круга перемещаются по кругу, а по сигналу останавливаются и если пазлы подходят друг-другу по смыслу ( Например: Яблоко и яблока в разрезе, то данная пара объясняет, почему они подходят и выбывают из игры, а затем со стороны наблюдают за игрой и анализируют. Затем Участники, которые вне кругов выскажутся о том, как общаются остальные участники игры, как реагируют на чужую мысль и аргументируют свою мысль. В этой игре я применила еще одну технологию «Аквариум». (Игра проводится 2-3 раза. Участники выполняют действия)
- Спасибо! Проходите на свои места. И в заключении своего выступления я применю технологию «Незаконченное предложение». Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение по теме моего мастер – класса, начиная со слов «Я бы использовала интерактивные педагогические технологии потому, что….» (Участники высказываются)
- И так, вывод нашей работы. Небольшой опыт нашей с вами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в воспитательно-образовательном процессе, дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Современный педагог- это ИКТ педагог (интеллект, коммуникабельность и творчество). У нас есть цель — воспитание ребенка как Личности, но реализовать эту цель может только педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. И поэтому сам педагог должен быть заинтересован в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Успехов вам в труде! Спасибо за внимание!