Евгения Шальнова
Мастер-класс «Игры на развитие фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Игры на развитие фонематического слуха»
Подготовил: Учитель-логопед Шальнова Е. Ю.
Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать знания воспитателей;
Публикация «Мастер-класс „Игры на развитие фонематического слуха“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
- дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематических процессов.
Оборудование: музыкальные инструменты, ширма, шумовые мешочки, фишки, картинки. Видео показ фрагмента занятия с использованием игр на развитие фонематического слуха.
Что такое фонематический слух? Как вы его развиваете у детей?
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Фонематический слух - важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко выделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Работа по развитию у детей фонематического слуха строится по классической системе. Эта работа состоит из шести этапов.
1 этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. Это также способствует развитию слухового внимания и памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
Игра «Кто услышит больше звуков?», «Назови звуки групповой комнаты», «Жмурки с колокольчиком», «Чей голос?», «Песенки насекомых», «Звуки транспорта» и др.
2 этап. На протяжении данного этапа учим дошкольников различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игры «Далеко — близко», «Эхо», «Кто как кричит» и т. д. Значительная часть работы приходится на долю музыкального руководителя.
3 этап. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, «Угадай словечко», «Найди пару».
4 этап. Различаем слоги, начинаем работу с игры «Запомни, повтори», постепенно усложняя задания. Вначале детям предлагается воспроизвести слоговые ряды
а) со сменой ударного слога, (та'-та-та, та-та'-та и т. д.);
б) с первым согласным и разными гласными звуками (та-то-ту, па-по-пу и т. д.);
в) с общим гласным и разными согласными (та-ка-па);
г) с согласными звуками, различными по звонкости и глухости (сначала по два слога (па-ба, затем по три слога (па-ба-па);
д) с согласными звуками, различными по мягкости - твердости (па-пя);
е) с наращиванием стечения согласных звуков (па - тпа, та - пта);
ж) с общим стечением двух согласных звуков и разных гласных (пта-пто-пту-пты);
з) со сменой позиций согласных звуков в их стечении (пта-тпа, кта - тка);
Упражнения на воспроизведение согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.
5 этап. Учим различать фонемы родного языка. Начинаем с дифференциации гласных звуков. На данном этапе используем символы для обозначения звуков: гласные - А - большой круг, О - овал, У - маленький кружок и т. д. Сначала выделяем гласный звук из потока звуков, затем в словах. Далее выделяем согласные звуки из потока звуков, слов. Так же используем символы согласных звуков.
6 этап. Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного анализа.
а) сначала учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух-и трехсложные слова;
б) анализ гласных звуков («Положи столько кружков, сколько услышишь звуков»);
в) выделяем первый гласный звук в словах, последний звук в словах. После этого приступаем к анализу согласных звуков. («Назови последний звук в слове», «Назови первый звук в слове», «Где звук?», «Назови звуки по порядку в слогах» (обратный слог); «Определи, какой звук тянем в середине слова», «Назови звуки по порядку» .
Продолжительность процесса формирования фонематического слуха зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его патологии. Самое главное — определить, какой этап развития фонематического слуха нарушен и строить работу в соответствии с этим.
По моему мнению, благотворное влияние на развитие фонематического слуха оказывают систематические занятия с ребенком. В организации и проведении этих занятий принимают участие и педагоги и родители.
Коррекционная работа не будет достаточно эффективной при отсутствии взаимодействия с родителями. Поэтому на первом родительском собрании объясняем родителям, зачем нужно учить ребенка слушать?
Во-первых, для того, чтобы развить тот самый речевой слух, который необходим для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом.
Во-вторых, чтобы полноценно воспринимать информацию, которая держится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщенному.
Объясняем, что родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Рекомендуем игры по формированию звукового анализа, и объясняем, что надо четко представлять последовательность работы и не перескакивать через этапы.
Придавая огромное значение развитию фонематического слуха, современная начальная школа обращает немалое внимание и на формирование фонематического слуха. Обучение в начальной школе требует умения слушать с разными целевыми установками: понять и запомнить новую информацию, своевременно и правильно выполнить задание, оценить услышанное, И наша работа по формированию ФС помогает решить эти задачи.
Игры на развитие фонематического звука
I этап
Игра "Узнай, что звенит (гремит)"
Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход игры: На столе несколько коробочек (баночек) (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой (или завязываем глаза) и просим отгадать, какой из них сейчас звенит, шуршит или гремит.
II этап
Игра "Громкие подсказки".
Цель: развивать способность различать неречевые звуки; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход игры: Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.
Игра "Близко - далеко".
Цель: развивать способность различать неречевые звуки по силе и тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход игры: Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Игра "Узнай по голосу".
Цель: развивать способность различать неречевые звуки по силе, высоте и тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход игры: Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Дидактическое упражнение "Три медведя".
Цель: развивать способность различать речевые звуки по тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Ход упражнения: Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке.
III этап
Игра "Слушай и выбирай".
Ход игры: Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию. Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра "Правильно-неправильно".
Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т. д.
IV этап
Игра "Что лишнее".
Ход игры: Вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).
Игра "КузовОК"
Цель игры: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».
Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.
Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек. (IV этап- дифференциация слогов)
Игра "Одинаковые или разные".
Ход игры: Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены.
Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
V этап
Игра "Угадай-ка".
Ход игры: У ребенка картинки с изображением волка, девочки, мышонка, лося, медведя, штангиста. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Мышонок смеется: и-и-и" «Медведь сердится ээээ», Лось зовет товарища «оооо», Штангист поднимая штангу произносит «ыыыы». Просим ребенка поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
Дидактическое упражнение "Живые звуки, слоги"
Цель игры: формировать у детей умение синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.
Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:
Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».
Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».
Оля, ты главный звук «и».
Вера, ты второй звук слова «дно»
Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.
VI этап На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов. На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Например, игра "Сколько звуков?", ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал. Полезными на данном этапе будут игры "Собери урожай" или "Слоговые домики".
Дидактическое упражнение "Звуковые прятки"
Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания
Материал: мяч.
Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.