Получи документы

Мастер-класс «Игры и упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Елена Стрельцова
Мастер-класс «Игры и упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки.  Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.  Для детей с нарушениями речи характерно снижение или нарушение фонематического слуха и восприятия, что приводит к нарушению произношения, к специфическим ошибкам при чтении и в письме, поэтому  коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.  Формирование навыков звукового анализа и синтеза необходимо для коррекции звукопроизношения, для профилактики дисграфии и дислексии, для обучения чтению и изучения родного языка.

Публикация «Мастер — класс „Игры и упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель моего мастер - класса:

Познакомить воспитателей с особенностями формирования навыков звукового анализа и синтеза посредствам игр и упражнений.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:

I этап

узнавание и различение неречевых звуков;

узнавание и различение речевых звуков.

II этап

развитие фонематического восприятия, как подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;

обучение детей звуковому анализу и синтезу.

Развитие фонематического восприятия

Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.

Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

Узнавание неречевых и речевых звуков

Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений. В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Упражнения:

«Ну - ка прислушайся», «Кто что услышит», «Где позвонили?»,

«Где колокольчик?», «Солнышко и дождик»,

«Близко - далеко», «Звуковые песенки», «Три медведя»,

«Угадай кто сказал»,«На чем играют»и др.

Фонематический слух – это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка.

Фонематический слух включает в себя :

Способность слышать звук в слове.

Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разно последовательности.

Способность различать похожие по звучанию, но разные по значению слова.

Развитие фонематического восприятия и обучение звуковому анализу.

Упражнения:

«Слушай и выбирай», «Сказочные голоса»,

«Повторюшка», «Волшебная палочка»

«Подбери похожие по звучанию слова», «Лишнее слово» .

Звуковой анализ слова.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик.

Упражнения:

«Поймай звук», «Назови первый звук», «Назови последний звук», «Эхо», «Мы едем, едем, едем», «Поможем кукле Кате», «Веселые путешественники», «Украсим шапки», «Где спрятался звук», «Угадай кто сказал», «Хлопни - топни», «Доскажи словечко», «Составь слово по картинкам», «Картинка - буква», «Кто в домике живет».

ОШИБКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ

Обучение детей в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что дети знакомятся сначала со звуками, затем с буквами. Буква – это графическое обозначение звука.

Часто мы сталкиваемся, что детей учат побуквенному чтению, т. е., ребенок, видя букву, произносит ее название, а не звук, и в результате вместо

слова: КОТ, получается; КАОТЭ.

Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений с помощью игровых и дидактических упражнений учат детей различать и дифференцировать звуки изолированно и на фоне слова, различать его грамматические формы, формировать фонематический анализ и синтез; способствуют развитию речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. А это в свою очередь будет корректировать, развивать и совершенствовать письменную речь в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Судоку»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Судоку» Дидактическая игра для детей старшего возраста «Судоку» Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления;.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Семинар-практикум для воспитателей всех групп «Игры и задания для формирования звукового анализа» Семинар-практикум для воспитателей всех групп Тема: «Игры и задания для формирования звукового анализа» Цель: Оказать помощь воспитателям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Игры и упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 марта 2021 в 11:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Игры и упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стрельцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД