Елена Стрельцова
Мастер-класс «Игры и упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Для детей с нарушениями речи характерно снижение или нарушение фонематического слуха и восприятия, что приводит к нарушению произношения, к специфическим ошибкам при чтении и в письме, поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение. Формирование навыков звукового анализа и синтеза необходимо для коррекции звукопроизношения, для профилактики дисграфии и дислексии, для обучения чтению и изучения родного языка.
Публикация «Мастер — класс „Игры и упражнения для совершенствования навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Цель моего мастер - класса:
Познакомить воспитателей с особенностями формирования навыков звукового анализа и синтеза посредствам игр и упражнений.
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА:
I этап
узнавание и различение неречевых звуков;
узнавание и различение речевых звуков.
II этап
развитие фонематического восприятия, как подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;
обучение детей звуковому анализу и синтезу.
Развитие фонематического восприятия
Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.
Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
Узнавание неречевых и речевых звуков
Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений. В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
Упражнения:
«Ну - ка прислушайся», «Кто что услышит», «Где позвонили?»,
«Где колокольчик?», «Солнышко и дождик»,
«Близко - далеко», «Звуковые песенки», «Три медведя»,
«Угадай кто сказал»,«На чем играют»и др.
Фонематический слух – это особый вид человеческого слуха, позволяющий различать фонемы (звуки) родного языка.
Фонематический слух включает в себя :
Способность слышать звук в слове.
Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разно последовательности.
Способность различать похожие по звучанию, но разные по значению слова.
Развитие фонематического восприятия и обучение звуковому анализу.
Упражнения:
«Слушай и выбирай», «Сказочные голоса»,
«Повторюшка», «Волшебная палочка»
«Подбери похожие по звучанию слова», «Лишнее слово» .
Звуковой анализ слова.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик.
Упражнения:
«Поймай звук», «Назови первый звук», «Назови последний звук», «Эхо», «Мы едем, едем, едем», «Поможем кукле Кате», «Веселые путешественники», «Украсим шапки», «Где спрятался звук», «Угадай кто сказал», «Хлопни - топни», «Доскажи словечко», «Составь слово по картинкам», «Картинка - буква», «Кто в домике живет».
ОШИБКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ
Обучение детей в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что дети знакомятся сначала со звуками, затем с буквами. Буква – это графическое обозначение звука.
Часто мы сталкиваемся, что детей учат побуквенному чтению, т. е., ребенок, видя букву, произносит ее название, а не звук, и в результате вместо
слова: КОТ, получается; КАОТЭ.
Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений с помощью игровых и дидактических упражнений учат детей различать и дифференцировать звуки изолированно и на фоне слова, различать его грамматические формы, формировать фонематический анализ и синтез; способствуют развитию речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. А это в свою очередь будет корректировать, развивать и совершенствовать письменную речь в целом.