Елена Симанова
Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к национальной культуре и традициям коми-пермяков через народные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Приобщение детей к национальной культуре и традициям коми – пермяков через народные игры»
Цель мастер-класса : знакомство педагогов с коми – пермяцкими играми, одной из форм работы этнокультурного воспитания дошкольников.
Задачи:
• Познакомить педагогов с коми - пермяцкими играми;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Приобщение детей к национальной культуре и традициям коми-пермяков через народные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Республика Коми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
• Вызвать у педагогов желание проводить и организовывать коми – пермяцкие игры с детьми.
Оборудование, материалы, инструменты: ноутбук, проектор, сундук, скалка, ложка, клубок ниток, лапоть, кушак.
1 часть. Презентация опыта
Воспитатель: Добрый вечер, дорогие воспитатели! Сегодня мастер – класс будет посвящен коми-пермяцким народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям нашего народа. Прежде чем начать я хотела бы сказать несколько слов о народных играх и их значении для ребенка.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Воспитательное значение народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Народные игры интересны в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большой соблазн технического прогресса. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского и коми-пермяцкого языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой нашего народа.
В давние времена у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в празднике атмосферу радости и веселья.
Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
В своей работе я часто использую коми-пермяцкие народные игры в совместной образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, на прогулке, в ходе праздников и развлечений. Эти игры помогают развивать творческие способности ребенка, помогают раскрыть потенциал, а также они очень нравятся детям.
Основная часть
Сейчас я познакомлю с некоторыми из них, которые применяю в своей работе.
Воспитатель: В нашей жизни часто происходят чудеса. Вот и сегодня пришла я на работу, и увидела чудесный сундук, что же это за сундук?
Заглянула туда и надела парик. Превратилась в героя сказок – Сизимка.
Сизимок: Бур лун! Здравствуйте, я Сизимок, герой коми – пермяцких сказок. Я очень люблю играть, а вы? Давайте с вами познакомимся с помощью этого платочка, (вытаскивает из сундука платок). По коми-пермяцки платок – значит «Чышьянок»
Игра «Чышьянок (Платок)»
Надо построиться в два круга, в центре каждого круга по одному участнику, они держат платок над головами проходящих. Под музыку участники водят хоровод. По окончании музыки тех, кого платок накрыл, обнимаются и знакомятся.
Сизимок: Коми-пермяцкий язык очень самобытный и красивый. Я хочу с вами выучить считалку на коми–пермяцком языке, чтобы выбирать водящего.
Счита лки — жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.
т к, кык - т к, кык
мек чок, а тэ к ин
тури,турикузь тэ кок
кытч кора сэтч лок!
Сейчас выберем с помощью считалки Ваню и разучим хороводную игру.
Хороводные игры — одно из традиционных развлечений наших предков. Без хороводов не обходился ни один народный праздник, народные гуляния.
Хороводные - такие игры проводятся в группе. В хороводах принимали участие все: девочки и женщины, юноши и старики. В хороводе пели обрядные и наставляющие песни, играли, общались. Хороводные песни и традиции передавались из поколения в поколение.
Игра «Ветл т Ваня» (Ходит Ваня)
Ветл т Ваня 2р
Кытшын, кытшын, кытшын 2р
Кошш Ваня, кошш Ваня
Кинк т бы й ктышны
Что же еще есть в нашем сундучке?
Достает оттуда скалку, клубок, ложку, лапоть, кушак. Знакомит с предметами и называет их на коми-пермяцком языке.
- Как вы думаете, для чего эти вещи нам нужны?
(Ответы) Раньше развивающих игрушек не было, играли тем, что было под рукой. И сейчас мы тоже поиграем в некоторые из них.
ИГРЫ – СОСТЯЗАНИЯ (спортивные)
Такие игры проводим (в основном, на улице) на развлечениях. В этих играх как нельзя лучше проявляется характер нашего народа, воля и стремление к победе.
Игра «Быгр тчан» (Перетягивание скалки)
Играть можно в помещении, а в теплую сухую погоду и на улице. Для игры требуется только скалка. Количество игроков не ограничено.
Два игрока садятся на пол или на лужайку лицом друг к другу, упираясь друг в друга подошвами ног (ноги должны быть прямые). Один из игроков берется за ручки скалки, другой за середину. По команде начинают тянуть скалку на себя. Побеждает тот, кто перетянет скалку. Победитель оказывается практически на спине, проигравший – на ногах. Можно соревноваться по групповой (каждый с каждым) или по олимпийской системе (проигравший выбывает). В первом случае побеждает тот, у кого больше всех побед; во втором – тот, кто победил в последнем поединке.
Игра «Перыта кут» (Успей поймать)
На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики.
Ведущий подбрасывает клубок (тшакыль) вверх. Если клубок поймают девочки, то они начинают перебрасывать клубок друг другу так, чтобы им не завладели мальчики, и, наоборот, если клубок окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.
Правила игры. Передавая клубок, нельзя касаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.
Откроем наш сундучок и посмотрим, что же еще там есть интересного.
(Достает маску лисы)
ПОДВИЖНЫЕ такие игры проводятся на прогулках, в группах.
Игра «Руч да кур ггэз» (Лиса и куры)
Выбирается по считалке лиса, остальные куры, приговаривают
Ах тэ, руч – ручок,
Тэнат бас к б жок.
н тэ эн сулав,
Кур жоккэс кутав!
После слов дети бегут в разные стороны, а руч (лиса) догоняет, кого поймали, тот становится водящим.
3 часть. Моделирование.
А теперь, может вы сами попробуйте посмотреть, что же еще есть в чудесном сундуке и придумать какую-нибудь игру (Подвижную, спортивную и т. д) с любым предметом, который вы выберете.
(Педагоги достают предметы, придумывают игры)
4 часть. Заключительная часть
В заключение нашего мастер-класса предлагаем блиц-опрос. Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
• Какие атрибуты используются в коми - пермяцких играх? (скалка, платочек, мяч, игрушка)
• Главная роль в народной игре? (водящий)
• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
• Где используются коми - пермяцкие игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
• Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
• Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
• Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Поэтому играйте, творите, развивайтесь…
(Педагогам вручаются буклеты с коми–пермяцкими играми)
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург; «Детство-Пресс», 2008.
2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов мира. – М. ; Просвещение, 1988.
3. М. Ф. Литвинова Русские народные подвижные игры. – М; Просвещение, 1986.
4. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. – М. ; Мозаика-Синтез, 2009.