Ольга Воронкина
Консультация «Использование объектов природы в развитии пространственного ориентирования детей с нарушениями зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей с нарушениями зрения, у которых нарушен прием и переработка зрительной информации, важными условиями являются условия проведения коррекционной работы. Но если в кабинетах специалистов или в групповых комнатах педагоги искусственно создают комфортные условия для зрительного восприятия ребенка, то природная среда создает их естественным образом. Ведь на открытом воздухе (в первой половине дня) свет в 20 раз ярче, чем в помещении, его направленность равномерна, что обеспечивает комфортные условия для работы глаз, в том числе для проведения коррекционных игр и упражнений, связанных с поиском, рассматриванием, определением глубины пространства. Также занятия на свежем воздухе сопровождаются двигательной активностью, что благотворно сказывается на общем состоянии ребенка. К тому же на прогулке отсутствует искусственное освещение, что весьма важно с точки зрения нейрофизиологии : поступление через зрительный анализатор в мозг "натурального" спектра солнечной энергии необходимо для гармоничного процесса цветотерапии.
Публикация «Консультация „Использование объектов природы в развитии пространственного ориентирования детей с нарушениями зрения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушениями зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве и мобильности. Пространственная ориентировка — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них (Сверлов В. С.). Умение ориентироваться в пространстве – важное условие формирования полноценной личности дошкольника, имеющего нарушение зрения, его социальной адаптации и интеграции в общество.
Обучение дошкольников с нарушенным зрением ориентировке является одной из основных задач специального дошкольного учреждения образования и одним из главных условий подготовки их к школе.
У дошкольников с нарушениями зрения ориентировка в пространстве протекает иначе, чем у их нормально видящих сверстников. Для них - это сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций: восприятия, наблюдения, узнавания предметов и явлений, воспроизведения прежних представлений, мышления и др. В отличие от детей с нормальным зрением непосредственному восприятию детей с нарушениями зрения доступны немногие предметы, способные служить им надежными ориентирами. Но некоторые из них оказываются не только ориентиром, но и признаком, по которому ребенок с нарушением зрения судит о наличии предмета, в данный момент недоступного его непосредственному восприятию. Этот предмет в качестве нового ориентира или мешающего препятствия может существен-но повлиять на его поведение. Вследствие этого ребенок с нарушением зрения должен постоянно держать в поле своего внимания все, даже самые слабые, приходящие извне раздражения, сигнализирующие любое изменение.
Дети с нарушениями зрения недостаточно владеют умением выражать в речи самые простые пространственные отношения и затрудняются в понимании высказываний, в которых формулируются пространственные отношения. Например, дети путают правую и левую руки (стороны, допускают много ошибок в выполнении инструкций, содержащих слова “под-над”, “между”, “за”, “рядом”, “друг за другом” и т. п.
Для ориентировки в пространстве важно использовать ориентиры, т. е. указатели на что – либо. Ими могут быть:
- стороны горизонта;
- деревья;
- звуки;
- запахи.
В зависимости от видов используемой чувствительности :
- слуховые ориентиры;
- зрительные ориентиры;
- обонятельные ориентиры;
- осязательные ориентиры.
Для ориентировки в пространстве можно активно использовать объекты природы. Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) благотворно воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка. Важно научить ребенка внимательно слушать взрослых и точно выполнять их инструкции. В этом может помочь игра «Сюрприз», когда ребенок, выслушав вашу инструкцию, отыщет спрятанный предмет. Например: «Пройди до березы. Поверни налево. Сделай три шага. Повернись назад, дойди до кустарника, и там тебя будет ждать сюрприз».
Необходимо научить ребенка ориентироваться с помощью схем пространства, плана пути. Для этих целей можно поиграть в игры: «Найди на площадке дерево, отмеченное на схеме», «Найди объекты (камни, кусты, клумбы и т. д., нарисованные на плане», «Разложи листья деревьев на столе по схеме». Схемы пространства и пути должны быть просты и понятны ребенку. Изображения на схеме или плане нужно делать четкими контурными линиями черного цвета с минимальным количеством деталей, включая в рисунок элементы, которые передают основные признаки предметов. Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении основных пространственных направлений, ориентировке относительно точки отсчета.
Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различных объектов природы и другое - формируют у детей с нарушениями зрения представления о таких понятиях как далеко – близко, выше - ниже, между, рядом, около, справа от, в центре и пр. Такие игры помогают сконцентрировать внимание ребенка, преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. Дети могут не только двигаться по стрелкам-указателям, описывая путь, но и с помощью учителя-дефектолога моделировать собственные планы маршрутов.
Неоднократные упражнения в определении местоположении звучащих природных объектов необходимы как для запоминания пространственных терминов – справа - слева, впереди - сзади, вверху - внизу – так и для совершенствования умения локализовать звуки в окружающем пространстве. Можно спросить у ребенка : «С какой стороны от тебя пролетела бабочка?», «Куда Владик бросил снежок?», «В какой стороне поет птица?» и т. д.
Связь с природой, внимательное и бережное отношение к ней способствует экологическому воспитанию ребенка. Целенаправленная коррекционная работа с использованием природных объектов благотворно влияет на функции зрения, помогает развитию зрительного восприятия, формированию реалистичных предметных представлений и развитию пространственной ориентировки в природной среде.
Список используемой литературы :
1. Наумов М. Н. / Обучение слепых пространственной ориентировке : Учебное пособие. -- М. : ВОС, 1982
2. Подколзина Е. Н. / Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. --М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 176 с.
3. Гончарова Е. В. / Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт. –– Нижневартовск, 2000. – С. 108