Вероника Сидоркевич
Формирование целостной картины мира у детей второй младшей группы с применением технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность
с детьми 3-4 лет в части формируемой участниками образовательных отношений.
Тема: «Формирование целостной картины мира у детей 2-й младшей группы с применением технологии ТРИЗ».
Актуальность.
«Духовная жизнь ребенка полноценна, лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он запущенный цветок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Формирование целостной картины мира у детей второй младшей группы с применением технологии ТРИЗ» размещена в разделах
Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
. Придумал ее изобретатель и писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.
Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе следует ориентироваться на следующие основные направления:
-Развития воображения;
-Развития мышления;
-Формирование качеств творческой личности;
- Формирование культуры общения.
Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель
. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?
Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество всем». Ее целью является, с одной стороны, развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны, развитие речи и творческого воображения, поисковой активности, стремления к новизне. ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению. А еще, что немало важно, ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. Данная педагогическая образовательная форма деятельности в дошкольном учреждении представляет собой универсальную технологию анализа и решения проблем.
Использование педагогами элементов технологии ТРИЗ в процессе организованной образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи. ТРИЗ предусматривает руководство мышлением ребенка в ходе решения задачи. При этом педагог не просто тренирует интеллект и не дает готовых ответов, а направляет мыслительный процесс ребенка опять же с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели (предлагает, демонстрирует приемы и способы «рассуждения»).
Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Думать – значит вспоминать. Наши воспоминания о собственном детстве, к примеру, помогают подобрать ключик к пониманию детского мировосприятия. А это настоящий каскад фантазии, изобретательства, хорошего упрямства, всего того, что мы объединяем в выражение «мир детства». Нам нужно увидеть, раскрыть смысл детского озарения и поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям.
Согласитесь, не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, бабушка, у ребенка вдруг вырывается «Я сам». Можно долго рассуждать об истоках этого явления. Но гораздо важнее усмотреть здесь первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе. Первое стремление к творчеству, пожалуй, - самое ценное, что может проявиться в человеке.
В изобретательских «ТРИЗовских» играх элементы, придуманные детским воображением («наоборот», «хорошо – плохо», различные перевертыши, небылицы, используются для таких серьезных «взрослых» вещей, как разрешение противоречий, функциональный анализ, метод фокальных объектов. Сложно? Поверьте, только до первого знакомства с ТРИЗ. Далее этот процесс пойдет на уровне управления знакомой игрушкой. Дети все эти диалектические задачи решают легко и просто, даже не вникая до поры до времени в терминологию. Диалектика у них заложена с рождения. Дети в нее просто играют. И нам, воспитателям, остается играть вместе с ними. Ведь один из главных принципов ТРИЗ – совместное творчество, где педагог старается уступить дорогу детям, идет вместе с ними и учится логике мышления.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.
Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Например, возьмем задачу «Как можно перенести воду в решете?» Рассуждения строятся следующим образом: перенести воду в решете нельзя, так как она вытечет. Значит, надо изменить какой-то из объектов: или устранить отверстия в решете, или изменить состояние воды. Изменить воду можно, заморозив ее и превратив в лед. Решение задачи: перенести воду в решете можно в виде льда. Или возьмем другой пример — свойства зонтика. Для того чтобы защитить от дождя, зонтик должен быть большим, но для удобства пользования им он должен быть маленьким. Может ли зонт быть большим и маленьким одновременно? Задача решается с помощью разделения во времени противоречивых требований к зонту: сложенный зонт — маленький; развернутый — большой.
В программе ТРИЗ собрано много аналогичных проблемных ситуаций и противоречий, однако опытные педагоги умеют находить противоречия в окружающих объектах природного и предметного мира и использовать их в работе с детьми. Основная задача педагога — учить детей искать и находить свое решение, придумывать что-то новое. Использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.
Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,
ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,
ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.
ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Как и почему люди становятся гениями – неизвестно. Но почти все гении, по крайней мере, обладают двумя общими качествами: они постоянно стремятся к достижению какой-либо цели и с самого детства чувствуют себя уверенно и спокойно. Причина их замечательного развития связана с тем, что их поощряли в раннем детстве и способствовали развитию способностей. Так давайте же и мы будем развивать своих детей, чтобы они выросли творческими личностями.
•Цель: формирование диалектического мышления воспитанников путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения.
Задачи:
- Развивать познавательные и творческие способности воспитанников путём экспериментов, предположений, сопоставлений и рассуждений;
- Развивать произвольное воображение методами эмпатии, типовыми приёмами фантазирования;
- Формировать независимость мышления (умение находить собственное решение, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы);
- Активизировать словарь, развивать диалогическую и связную речь;
- Развивать целеустремленность и настойчивость при поиске решения проблемы, стремление доводить начатое дело до конца;
- Развивать умение сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам которые нас окружают, умение сохранять уверенность в свои способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
Реализация данной темы по ЧФУОО возможна при создании ряда условий:
-Оформление творческого центра «Фантазеры».
-Разработка и оформление дидактических игр и пособий по технологии ТРИЗ
-Наглядные пособия (рисунки, модели, предметы, схемы)
-Организация открытых мероприятий совместно с родителями и детьми
Организационные принципы
ЧФУОО по данной теме рассчитана на 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для формирование целостной картины мира у детей 2-й младшей группы с применением технологии ТРИЗ, совместная деятельность в группе должна сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребёнку. Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 человек.
ЧФУОО реализуется в совместной деятельности с детьми 1 раз в неделю во второй половине дня в течении 15 минут.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
воспитателя второй младшей группы «Ромашка»
на 2019-2020 учебный год.
Тема:«Формирование целостной картины мира у детей 2-й младшей группы с применением технологии ТРИЗ»
№п/п Содержание работы Сроки выполнения
1. Изучение нормативно-правовой базы.
Изучение и подбор методической литературы по теме самообразования.
Разработка календарно- тематического планирования по теме самообразования.
Август
2. Подбор наглядно – дидактического материала, оборудования, схем и иллюстрации по технологии триз
Оформление центра «фантазеры»
Сентябрь
3. Разработка и оформление дидактических игр и пособий по технологии ТРИЗ Сентябрь-Май
4.-Знакомство родителей с технологией «Формирование целостной картины мира у детей 2-й младшей группы с применением технологии ТРИЗ»
«технология ТРИЗ»», реализуемой в группе с детьми через:
- проведение консультаций на родительских собраниях
- Организация открытых мероприятий совместно с родителями и детьми
Октябрь -Май
5. Пополнение предметно - пространственной развивающей среды группы в соответствии с темой самообразования. В течение учебного года
6. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. Наглядные пособия (рисунки, модели, предметы, схемы)
В течение учебного года
7. Посещения стажерских площадок В течение учебного года
8. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на педагогическом совете ДОУ: презентация обобщения опыта работы по теме самообразования. Май
Календарно тематическое планирование
по ЧФУОО «Формирование целостной картины мира у детей 2-й младшей группы с применением технологии ТРИЗ»
месяц №п. п Тема
Цель и задачи
сентябрь
1 Тема : Сказочный овал.
О. М. Подгорных Стр: 5
-Развивать творческое воображение ;способствовать приобретению видоизменять, преобразовать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы; формировать навык использования соответствующих выразительных средств для воплощения различных образов.
2Тема: Волшебные кольца.
О. М. Подгорных
Стр: 9
-Познакомить детей с игрой волшебные кольца;
-предложить игровые ситуации с кольцами Луллия;
-продолжать формировать системное видение окружающего мира;
-дать представление о понятии «части»-целое»в игровой форме.
3Тема: Стройка.
О. М. Подгорных
Стр: 11
-Уточнить представления о системном подходе, рассматривая группу,обратить внимание на ее составляющие: пол, потолок, окна, дверь,;
-ознакомить детей с различными свойствами материалов.
4Тема: Фантазируем и познаем.
О. М. Подгорных
Стр: 13
-Формировать у детей навык переносить свойства одного предмета на другой;
-закрепить системное видение окружающего мира, умения пользоваться кольцами Луллия (волшебные колечки).
октябрь
1Тема: Забавные растения.
О. М. Подгорных
Стр: 16
-Ознакомить детей с символической аналогией; дать первоначальные понятия о приеме «наобород»;
-закрепить умение пользоваться кольцами Луллия.
2Тема: Осень-грибы-цветы-травка.
О. М. Подгорных
Стр: 18
-Формировать у детей эмпатийное отношение к обыгрываемой системе «осень-грибы-цветы-травка»
-Тема: Что и где растет
О. М. Подгорных
Стр: 20
-Познакомить с функциональными возможностями знакомых предметов,
формировать умения классифицировать предметы по одному или нескольким признакам, находить прямые аналогии знакомым предметам.
4Тема : Кухня и ее предметы.
О. М. Подгорных
Стр: 23
-Ознакомить детей с функциями предметов для приготовления еды, с техникой безопасности на кухне.
ноябрь
1Тема : Солнышко и дождик.
О. М. Подгорных
Стр: 29
-Формировать у детей представления о природных явлениях и состояниях;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать мотивацию к процессу познания и развития.
2Тема: Дом.
О. М. Подгорных
Стр: 34
-Закрепить функциональный подход к окружающим предметам;
-формировать эмпатийное отношение;
-уточнить основные компоненты дома;
-использовать символы для построения дома.
3Тема: Ожившие дома.
О. М. Подгорных
Стр:36
-Познакомить детей с приемом «оживления»;
-закрепить умение анализировать, что хорошо, что плохо (для кого и когда).
4Тема: какой дом самый лучший.
О. М. Подгорных
Стр: 40
-Формировать эмпатийное отношение к окружающим предметам;
-показать детям относительность размера предмета по отношению к окружающему;
-познакомить с приемом «увеличение-уминьшение»;
-закрепить элементы системного видения мира.
декабрь
1Тема: Генеалогическое дерево.
О. М. Подгорных
Стр: 45
-Формировать представления детей о генетике (учить выстраивать генеалогическое дерево семьи);
-упражнять в умении находить символическое обозначение членов своей семьи, себя.
2Тема: Я расту.
О. М. Подгорных
Стр: 49
-Ознакомить детей с «моторчиком» собственного организма (сердцем);
-побуждать решать жизненные задачи.
-понимать формулировку противоречий;
-закрепить умение анализировать, что хорошо, что плохо.
3Тема: Подарки на новый год.
О. М. Подгорных
Стр: 52
-Показать ближайшие ресурсы, учить использовать их;
-развивать эмоциональную сферу ребенка;
-прививать чувство любви, благодарности к окружающим;
-воспитывать творческие способности в процессе активного эволюционирования.
4Тема: Праздничная елочка.
О. М. Подгорных
Стр:54
-Показать ближайшие ресурсы, учить использовать их;
-развивать эмоциональную сферу ребенка;
-прививать чувство любви, благодарности к окружающим.
январь
1Тема: Новогодний карнавал кукол.
О. М. Подгорных
Стр: 56
-Познакомить с функциональными возможностями знакомых профессий;
-воспитывать интерес к сказочным героям;
-применять новые способы преобразования впечатлений-наделение образов и предметов фантастическими свойствами;
-закрепить приемы «ускорение», «замедление».
2Тема: Все профессии важны.
О. М. Подгорных
Стр: 58
-Ознакомиться поближе с профессиями, с видами одежды и тканей;
-развивать воображение;
-побуждать к активизации познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности в социуме.
3Тема: Показ мод.
О. М. Подгорных
Стр: 60
-Познакомить детей с различными видами одежды, функциональным предназначением магазинов;
-формировать воображение.
4Тема: Машины.
О. М. Подгорных
Стр:63
-Ознакомить детей с моделями автомобилей и другими видами машин;
-приобщить к восприятию художественной литературы;
-развивать воображение, моторику рук.
февраль
1Тема: Едет, плавает, летает.
О. М. Подгорных
Стр: 67
-Формировать системный (компонентный и функциональный)подход к окружающему транспорту;
-побуждать детей находить прямые аналогии знакомому транспорту;
-закрепить умение составлять символическое изображение, выделяя наиболее характерные признаки.
2Тема: Большой и маленький транспорт.
О. М. Подгорных
Стр: 70
-Закрепить умение работать с кольцами Луллия;
-формировать использовать знакомые приемы фантазирования, развивать фантазию;
-продолжить работу над усвоением детьми понятий «большой», «маленький».
3Тема: Бытовые приборы.
О. М. Подгорных
Стр: 72
-Показать детям целесообразность использования бытовых приборов, насколько удобнее жить с ними;
-ознакомить с техникой безопасного использования бытовых приборов.
4Тема: Волшебная страна и ее обитатели.
О. М. Подгорных
Стр: 74
-Формировать умение использовать знакомые приемы фантазирования, развивая воображения;
-побуждать детей использовать ближайшие ресурсы в своем виде деятельности.
март
1Тема:Домашние животные.
О. М. Подгорных
Стр:80
-Закрепить понятие «генетический подход» (маленький-взрослый-старый);
-формировать умение ориентироваться в символах, находить аналогии в окружающем;
-воспитывать гуманное отношение через эмпатию.
2Тема: Собаки.
О. М. Подгорных
Стр: 83
-Закрепить знания функции домашних животных;
-формировать умение устанавливать сходства и различия между ними;
-показать взаимосвязь знакомых животных с окружающим миром.
3Тема: Хорошо или плохо.
О. М. Подгорных
Стр: 85
-Формировать активные действия детей в окружающем мире;
-развивать сочувствие, сопереживание;
-показать последствия неправильного поведения, раскрывая результат.
4Тема: Фантазируем вместе.
О. М. Подгорных
Стр: 87
-Формировать умения создавать совершенно новый образ животного, объяснять полученный результат;
-развивать фантазию.
апрель
1Тема: Волшебный лес.
О. М. Подгорных
Стр: 93
-Ознакомить детей с экосистемой леса: растениями, животными, сезонными изменениями;
-развивать связную речь, фантазию.
2Тема: Лес и его обитатели.
О. М. Подгорных
Стр: 94
-Ознакомить детей с экосистемой леса: растениями, животными, сезонными изменениями;
-развивать фантазию и связную речь.
3Тема: Газообразные человечки.
О. М. Подгорных
Стр: 97
-Систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ;
-развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться;
-активизировать мышление детей.
4Тема: Цветные человечки.
О. М. Подгорных
Стр: 99
-Активизировать мышление детей;
-развивать воображение, фантазию;
-обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях;
-формировать экологическое мышление.
май
1Тема: Живое-неживое.
О. М. Подгорных
Стр: 104
-Побуждать детей анализировать сказочные ситуации с помощью воспитателя;
-формировать с воспитателем противоречия и решать их с помощью знакомых приемов;
-формировать навыки сравнения живого и неживого.
2Тема: Птицы.
О. М. Подгорных
Стр: 107
-Развивать у детей представления о временных признаках: сначала-потом, вчера-сегодня, сегодня-завтра;
-формировать умение устанавливать сходство по одному признаку или свойству.
3Тема: Все наоборот.
О. МПодгорных
Стр: 109
-Познакомить детей с приемом разрешения противоречий «наоборот»;
-активизировать словарный запас путем использования антонимов;
-развивать чувство юмора, воображение.
4Тема: Твердые и жидкие человечки.
О. М. Подгорных
Стр: 111
-Активизировать мышление детей;
-закрепить их представления о свойствах жидких веществ;
-формировать умение сравнивать и анализировать свойства объектов.