Екатерина Каткова
Мастер-класс «Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Гимнастика для ума»
Хотите быть интеллектуально здоровым?
Ответьте на несколько вопросов:
-Я открыт для новых идей?
-Стремлюсь ли я к личному росту для обучения новым навыкам?
-Я могу найти возможности для обучения на протяжении всей жизни и стимулировать умственную деятельность?
-Я ищу способы применения своих идей?
Трехминутный тест.
Широкий диапазон здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик позволяет внедрять в воспитательно-образовательный процесс физические упражнения, благотворно влияющие на определенные системы жизнеобеспечения.
Публикация «Мастер-класс „Кинезиологические упражнения в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Физические упражнения, активизирующие полноценную деятельность ума и тела, помогающие управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью, получили название «кинезиологические».
Эта интегрирующая гимнастика мозга пробуждает систему «движение — интеллект» и приводит ее в готовность к обучению: развивает и совершенствует внимание, память, мышление; повышает силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов. Один из составляющих элементов такой работы — кинезиологическая коррекция. Кинезиология — наука о развитии головного мозга, умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
В работе с детьми с ОВЗ педагогами нашего ДОУ используются кинезиологические упражнения, способствующие повышению умственной работоспособности и интеллектуальных процессов: повышающих устойчивость внимания, увеличивающих объем памяти, развивающих воображение, облегчающих процесс письма.
1. Упражнение «Слон» («Вращение - 1»)
Инструкция: «Слон обливается водой из своего хобота, крутит хоботом по кругу. А своим маленьким хвостиком он крутит в другую сторону. Глазами следим за хоботом, а языком – за хвостиком.»
Ведущий совершает рукой круговые движения по часовой стрелке, потом – против часовой стрелки. Ребенок глазами отслеживает движение, при этом высунутым языком производит движения в противоположном направлении.
2. Упражнение «Радист» («Ухо-нос»)
Инструкция: «Радисту приходится работать в тяжелых условиях. Бывает, что нужно передать сообщение в условиях задымленности. Представим, что мы – радисты, нам нужно передать сообщение, о том, что произошел взрыв. Чтобы не задохнуться, одной рукой прикроем нос, а другой рукой оденем наушник на противоположное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот».
3. Упражнение «Кузнец» («Разные движения»)
И. п. : «Дело кузнецов было одним из самых важных. Изделия из железа требовались всем: и воинам и земледельцам. Попробуем ковать железо, как кузнецы».
И. п. : стоя. Руки присогнуты в локтях перед собой. Одна рука выполняет движение кулак – ладонь, другая одновременно – кулак – ребро – ладонь. Усложнение: добавить движения глазами.
4. Упражнение «Рисуем пингвина» («Зеркальные рисунки»)
Нужно приготовить бланк (листок в клетку, разделенный пополам линией).
Инструкция: «Возьмите в руки два карандаша. Постарайтесь нарисовать заданную фигуру, рисуя одновременно правой и левой рукой в разных частях данного листочка. (овал – тело, круг – голова, треугольники – ласты). Можно закрашивать, штриховать рисунки двумя руками одновременно или попеременно и т. д.»
Изображения нужно рисовать зеркально, ось симметрии – разделительная полоса на бланке.
5. Упражнение «Маршрут Лунохода» («Двойной диктант»)
Упражнение выполняется по примеру графического диктанта. Приготовить бланк (листок в клетку, разделенный пополам линией).
Инструкция: «Ребята, обратите внимание – перед вами бланк, разделенный на две части. Возьмите в руки два карандаша. Сейчас вам буду диктовать маршрут Лунохода, следуя по которому вы будете чертить линии в каждой из половинок двумя руками одновременно. Будьте внимательны, проводите линии только на то количество клеток, которое вам скажут. Поставьте карандаши в отмеченные точки. Слушайте внимательно…»
6. Упражнение «Карта противника» («Симметричный рисунок»)
Инструкция: «Ребята, обратите внимание – перед вами бланк, разделенный на две части. Возьмите в руки два карандаша. Сейчас постарайтесь нарисовать большие круги рисуя одновременно правой и левой рукой в разных частях данного листочка, опираясь на образец. Затем в круге – горы (рельефы, овалы – озера, прямые линии – равнины, волнистые линии - реки».
7. Упражнение «Звон медалей» («Колечки»)
Инструкция: «Ветеран войны идет на Парад. Медали звенят: дзынь-дзынь-дзынь-дзынь».
Пальцы совершают те движения, что и в упражнении «Колечки»,
но в другом порядке: правая рука: 5-4-3-2 пальцы, левая рука: 2-3-4-5-пальцы. Руки работают одновременно.
8. Упражнение «Регулировщик на параде» («Движения с отставанием»)
Выполняются следующие движения: руки в стороны, вперед, вверх, вперед, в стороны, вниз. Движения начинаются с правой руки, левая подключается с отставанием на один шаг.
Правая – в сторону, левая – внизу, правая – вперед, левая – в сторону и т. д. Движения выполняются одновременно.
9. Упражнение «Пушки» («Лезгинка»)
Инструкция: «Пушки на параде дают праздничный залп. Зарядили пушки! Ба-бах! Ба-бах! (меняем положение рук)
Сжать левую руку в кулак. Затем большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Поменять положение правой и левой рук (6-8 раз).
Усложнение упражнения : добавляются движения глазами и языком.
Все эти упражнения способствуют интеллектуальному развитию ребенка, да и взрослого тоже. Безусловно, развитие и сохранение интеллектуального здоровья – это важно. Но, как сказал Ф. М. Достоевский, «Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет : характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи». Спасибо за внимание!