Лариса Павлова
Мастер-класс «Монохромная аппликация в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
- познакомить педагогов дошкольных учреждений комплекса с нетрадиционными техниками работы с детьми при создании художественно-творческих образов;
- познакомить педагогов с понятиями «монохромная аппликация», «художественно-графические возможности», «графика», «монохромные цвета», «хроматические» (цвета спектра, ахроматические (белый, чёрный, оттенки серого);
- поделиться своим опытом работы;
- познакомить с образцами продуктов художественно-творческой деятельности детей;
- познакомить педагогов с алгоритмом действий в работе;
Публикация «Мастер-класс „Монохромная аппликация в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2023
- создать с каждым педагогом индивидуальную или общую композицию.
Материал
Образцы детской художественно-творческой деятельности, ластик, скотч, клей-карандаш, цветной картон, белые листы А4, клеёнки, простые карандаши, ножницы.
Ход мастер — класса
Сегодня я хочу познакомить Вас с необычной аппликацией — монохромной аппликацией. Выразительные художественно-графические возможности содержит монохромное решение. В таком случае имеет место в композиции тональное развитие единого хроматического цвета.
Выбирается один цвет, который становится особо значительным, впечатляющим, сложным, содержательным, а главное необычным.
С техникой аппликации человек знакомится, пожалуй, раньше, чем с карандашным рисунком.
Аппликация — это наложение на бумагу, ткань, кожу и т. п. разноцветных кусочков бумаги или других материалов, создающих тем самым изображение.
Хроматический цвет — это те волны, которые отражает предмет, благодаря которым мы воспринимаем его цвет. Все цвета, которые воспринимает наш глаз, делятся на:
- хроматические (цвета спектра,
- ахроматические (белый, чёрный, оттенки серого).
Именно монохромная аппликация содержит в себе выразительные художественно-графические особенности.
Графика — это изобразительное искусство, пользующееся комплексом линий и штрихов на контрасте двух цветов, обычно белого и чёрного, без применения красок. Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка.
В нашем случае на белом листе А4 мы зарисовываем карандашом
рисунок: наносим основные линии, штриховку, а далее вырезаем, переворачиваем, рассматриваем, обрабатываем, добавляем необходимые прорези по штрихам.
То есть мы:
- сначала изображаем графически;
- далее вырезаем;
- опять обрабатываем графически;
- опять вырезаем, пока не доведём до совершенства.
Далее уже непосредственно происходит процесс аппликации: белое изображение приклеиваем на любой цветной фон.
С 2017 года я в своей работе с детьми дошкольного возраста использую аппликацию с монохромным изображением.
Фон может быть различным (красным, жёлтым, синим и т. д.). А изображение должно быть только одного цвета. В данном случае — белое.
Методика работы с детьми
Вы даёте задание о том, что следует нарисовать изображение определённого предмета, вещи, объекта живой или неживой природы:
1. Ребёнок зарисовывает его простым карандашом.
2. Когда рисунок готов, воспитатель предлагает этот рисунок вырезать ножницами и перевернуть на другую сторону.
Важно обратить внимание детей, узнают ли они свой рисунок. То ли получилось, что они хотели?
3. Следует взять простой карандаш и отметить недостающие детали, опять обработать ножницами и, когда всё готово, можно приклеивать к цветному фону.
Примерами такой монохромной аппликации являются как, правило:
а) пример из сюжетов зимних сказок
б) пример из аппликации к 23 февраля
в) пример зимние лесные пейзажи
г) пример «Космическая фантазия»
д) ваза для 8 марта, корзина для «Дня матери» и т. д.
В работе важно учитывать возраст детей:
- для младших групп больше всего подходит монохромная аппликация из готовых деталей;
- для средних групп, дети которых только пытаются овладеть ножницами, лучше всего предложить вырезать геометрические фигуры, прямые и плавные линии и т. д. ;
- для детей старших и подготовительных групп предлагается раздолье творческой деятельности по темам к любому празднику, к любому занятию.
Практическая работа с педагогами
Сегодня с Вами на мастер-классе мы постараемся из монобумаги создать любые сюжеты на интересующие Вас темы для работы с детьми:
- Выбор тематики.
- Подбор правильного изображения, отвечающего выбранной теме.
- Определение этапов работы.
- Совместная самостоятельная работа педагогов под руководством лектора согласно алгоритму:
- графика — графическое изображение объекта,
- работа с ножницами,
- составление композиций.
- Выставка работ. Анализ работ. Доработка сюжетов.