наталья бондаренко
Мастер-класс «Гармоничное становление личности ребенка посредством сенсорного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Гармоничное становление личности ребенка посредством сенсорного развития
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На формирование полноценного восприятия окружающей действительности направлено сенсорное воспитание, которое служит основой познания мира. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видах труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
Публикация «Мастер-класс „Гармоничное становление личности ребенка посредством сенсорного развития“» размещена в разделах
В процессе развития детей первых лет жизни осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодифференцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Этот возраст является порой интенсивного сенсорного развития ребенка.
От того, как складывается сенсорное воспитание малыша, зависит развитие познавательной деятельности ребенка в целом, овладение речью и формирование разных видов деятельности.
Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.
Таким образом, значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
• является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Наблюдая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Вот поэтому я решила углубиться в своей работе в этом направлении.
(раздаю репейник, у конкурсанток он лежит на столе, а зрителям даю немного)
Вопросы:
- Возьмите в руки «репейник», потрогайте его. Какие ощущения у вас вызывает?
-Как вы думаете, можно ли с ним играть?
Вот и меня «репейник» натолкнут на такие же эмоции.
С чего все начиналось.
В группу приобрели несколько конструкторов «Веселого репейника».
1. Каждый цвет поместили в свой контейнер по цветам, взяли вначале 4 основных?
-Какие это цвета, уважаемые коллеги? (красный, синий, желтый, зеленый)
– это какой сенсорный эталон мы с вами изучаем? (цвет)
2. – А теперь посмотрите на «репейник» внимательно, форма репейника какая? (круглая) Значит следующий эталон сенсорного развития какой? (Форма)
3. -Коллеги, возьмите в правую руку 1 репейник, а в левую – много. Это какой сенсорный эталон мы изучаем? (счет)
4. А теперь представьте себе, что у вас в руках ежи. В какой руке у вас большой ёж? А в левой? Какой сенсорный эталон, коллеги? (величина)
-Пробуйте коллеги, можно ли репейник налепить друг на друга или отделить, как они липнут друг к другу? Это какой вид деятельности? (исследовательская деятельность)
- Все знаем, как рисует 2х летний ребенок. Репейник и тут пришел на помощь. Как вы думаете можно рисовать, используя «Веселый репейник»? Перед вами на столах лежат рисунки осеннего дерева, путем прикладывания репейника получается картина. Можете попробовать…
- Рисование натолкнуло на следующую мысль, а не сделать ли нам дырочек, и, зная желание наших детей во все дырочки, залезть получилась следующая игра, вот сегодня я и хочу показать вам, как можно сделать дидактическую игру «Закрой дырочки».
Уважаемые коллеги, перед вами …вырезать, склеить и вставить репейник в дырочки.
Перехожу к зрителям.
Пока наши коллеги заняты изготовлением игры, мы с вами можем поиграть.
- «Ты катись «Веселый репейник» быстро, быстро по рукам,
У кого «Веселый репейник»… (остановка)
Тот называет мне. моря, страны, реки, (обобщ. понятия, цвета и т. д.)
- Массаж (смотри по времени)
• Начнем с массажа: Гладила мама – ежиха ежат:
• «Что за пригожие детки лежат!»
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну
Переходишь к конкурсантам
Я надеюсь, коллеги, времени вам хватило? Покажите, что у вас получилось?
Эта игра оказалась увлекательной и очень познавательна. На примере этой игры решаем много задач. Закрепляем цвет, подбираем репейник, радуемся получившемуся результату.
Понравилась ли вам игра, и будете ли вы ее использовать в своей работе?
Пока, коллеги, вы занимались изготовлением дид. игры, мы со зрителями поиграли в игры с репейником, а вы это не заметили, Поэтому, чтобы загладить этот пробел я приготовила небольшую картотеку игр с «Весёлым репейником». Они у вас лежат на столах.
Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с
детьми в детском саду, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу
ребенку :
-кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом;
-формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и,
в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления
ребенка.
Спасибо за понимание и внимание!