Лучший педагог года

Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста

Елена Плохих
Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста

Воспитатель МБДОУ

ДС №2 «Колокольчик»,

Кочешкова Е. В.

Проблема патриотического воспитания является частью социально-нравственного воспитания.

Гражданская позиция зависит от воспитания и определяет отношение человека к Родине, развитию экономики в стране, повышение культурного уровня, труду на благо Родины и отношение к другим нациям и народам.

Публикация «Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Гражданская позиция выражается в преданности высшим нравственным ценностям, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких гражданских идей.

Уже древнерусские мыслители выдвигали перед человеком общие моральные правила, которые определялись как нравственные ориентиры личного и общественного поведения. Согласно этим правилам, надо воспитывать человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, стремящегося личным участием содействовать этому. Таков воспитательный идеал Древнерусской эпохи. Главенствующим в Древнерусской эпохе являлось патриотическое начало, потому что отношение к Родине рассматривалось как одна из важнейших духовных ценностей человека. Цель воспитания, согласно этому идеалу, заключалась в формировании человека, для которого борьба за благо родной земли, Руси, совпадает с его стремлениями к праведной жизни. В царской России тоже обсуждался вопрос о формировании в сознании понятия : великорусское, русское, российское, самобытность нации.

К. С. Аксаков писал: «Общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении отдельного человека. Чтобы понять общечеловеческое, нужно быть собою, надо иметь свое мнение, надо мыслить самому… Только самостоятельные умы служат великому делу человеческой мысли… Народ не менее отдельного человека имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Долгий путь проходит растущая личность к усвоению глубинной сущности интернационализма …»

А. Н. Радищев в «Беседе о том, что есть сын Отечества» писал: «Не все, рожденные в Отчестве, достойны величественного наименования сына Отечества… Истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже. Благородная и чуждая пустосвятства и лицемерия скромность сопровождает все чувствования, слова и деяния его. Он пламенеет нежнейшею любовию к целостности и спокойствию своих соотчичей. Он благонравен. Он и благороден, когда сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отчества. Ибо истинное благородство есть добродеятельные поступки, оживотворяемые истинною честию. Но сколь ни блистательны, ни славны для всякого благомыслящего сердца сии качества сына Отечества, но не могут, однако ж, не быть нечисты, смешаны, темны, запутаны без надлежащего воспитания и просвещения, без коих сил способность превращается во вреднейшие побуждения и стремления и наводняет целые государства злочестиями, раздорами и неустройством».

К. Д. Ушинский писал: «Народ, без народности – тело без души. Народность является единственным источником жизни государства, и отдельные члены его могут почерпать силы для своей общественной деятельности только в этом источнике, поэтому общественное воспитание, как один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которых новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, воспитывая народность. Общественное воспитание, которое развивает и укрепляет в то же время его ум и его сознание. Могущественно содействует развитию народного самосознания вообще, оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное и благодеятельное влияние на развитие общества, его языка, литературы, законов, словом, на всю его историю».

Н. К. Крупская призывала с раннего возраста воспитывать патриотизм, а также интернационализм, воспитывать дружбу между детьми разных национальностей.

Значительный вклад в разработку проблемы патриотического и интернационального воспитания внес А. С. Макаренко. Он указывал на необходимость воспитывать гражданина интернационалиста, любящего Родину, окружающих его людей. Он считал, что эти чувства успешно формируются тогда, когда воспитанники знают о происходящих в стране событиях, учатся понимать внутренние государственные процессы. Добиться этого можно только при условии систематического воспитания, путем всестороннего воздействия на ребенка, начиная с раннего детства.

Патриотическое и интернациональное воспитание – это многогранный процесс, и основой его В. А. Сухомлинский считал «видение мира». Надо связывать ребенка «тысячами тончайших нитей с Отечеством. Педагог должен заботиться о том, чтобы в сознании ребенка, в его эмоциональной памяти запечатлялись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир».

А. П. Усова считала необходимым воспитание любви к Родине с раннего возраста, и начинать необходимо со знакомства с народным творчеством: в доступной форме дети усваивают язык своего народа, нравы, обычаи, характеры. Народные игры, песни, сказки доступны всем детям и имеют большое воспитательное значение.

Р. И. Жуковская разработала принципы формирования дружеского отношения дошкольников к людям разных национальностей. А также принципы формирования патриотических и гражданских чувств.

По данным психологов, чувства детей формируются в трудовой, игровой и учебной деятельности (П. М. Якобсон, А. Г. Ковалев, Т. Н. Репина и др.) В основе чувств лежат потребности, связанные с отношениями между людьми. Опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, психологи определяют физиологическую основу чувств как устойчивую систему ответных реакций человека на внешние сигналы – выработанный динамический стереотип (П. М. Якобсон). Моральные чувства являются результатом специального воздействия на эмоциональную сферу ребенка и формируют личность в целом (А. В. Запорожец, Н. А. Менчинская, Я. З. Ибрагимова).

Дальнейшее изучение патриотического воспитания увязывают с интернациональным воспитанием (Л. И. Беляева, С. Г. Журат, Г. А. Гри-горенко, Н. Ф. Самсонюк и др.)

В последние 90-е годы Л. И. Беляева, Г. А. Григоренко, подводят детей к пониманию связей между жизнью страны с её национальными особенностями, географическими знаниями, местоположением.

В современные дни патриотизм связывают не только с интернационализмом, но и с формированием планетарного мышления, что отражает прогрессивное развитие человечества, доверия, сотрудничества, взаимопомощь всех наций планеты.

Таким образом, это целая область воспитания личности ребенка – чтобы уже маленький ребенок понял и пережил, кто его народ и какая у его народа историческая судьба. Какой ценой досталось нам счастье свободного и радостного бытия. А также формирование планетарного мышления основывается на развитии самостоятельности мышления и знаниях о географии, народах планеты и др. Необходима большая выраженность духовного компонента, гуманистической направленности, больше внимания придавать роли и значению принципа взаимосвязи, взаимозависимости и неразрывности «духовности» и личности.

На современном этапе к воспитанию гражданственности у детей дошкольного возраста существуют несколько подходов Козлова С. А., Суслова Э. К. сущность гражданского воспитания видят не в исключении задачи приобщения ребенка к своей национальной культуре, а предусматривают воспитание уважения ко всем народам.

На начальном этапе гражданского воспитания они говорят о необходимости воспитания у детей чувства привязанности, как такового, и чувства привязанности к родному дому и со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Так как чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому, а роднит эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищённости. Чувство патриотизма многогранно и по своей структуре и по содержанию.

В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины и др.

За годы дошкольного детства ребенок получает немало сведений, конкретных знаний об общественной жизни, о людях, их труде, взаимоотношениях, о просторах нашей Родины. Это не просто сведения и знания – это основа для воспитания у них любви к родной стране. Конечно, усвоение представлений о явлениях общественной жизни (и особенно о событиях прошлого) достаточно сложно для дошкольника. Но если умело отбирать сведения, доступные малышу, если опираться при этом на те нравственные качества, которые уже сложились у него, то представления о Родине ложатся в основу воспитания гражданской позиции.

Воспитание чувства патриотизма проходит на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т. е. воспитываем качество личности – бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.

Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны. Её красотой и природными богатствами возникнет, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя. Прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, привить любовь к труду.

На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о его собственном доме, о дошкольном учреждении, об улице, на которой он живет, о районе, и городе, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране. Такой «территориальный» принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Воспитатель и родители должны быть образцом для подражания, показывать детям свою любовь к Отечеству. Средствами патриотического воспитания дошкольников является природное и социальное окружение, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, а также деятельность детей (игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране, детском саду, дома.

Патриотическое чувство объединяет в себе такие стороны личности как нравственная, трудовая, умственная, эстетическая, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата. В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент «обеспечивает» содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию. Если рассматривать патриотизм через понятие «отношения», можно выделить несколько направлений: отношение к природе родного края, родной страны; отношение к людям, населяющим страну; отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре; отношение к государственному устройству.

Главная задача патриотического воспитания – формирование у детей чувства привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, ты нужен. Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которые они могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. Следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину – художников, композиторов, писателей, врачей. На конкретных примерах, через конкретных людей надо познакомить детей с «характером» российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину, сострадание и др.) Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность, если это потребуется, встать на её защиту. На протяжении долгой истории нашей страны не однажды возникали ситуации, требующие от человека встать на защиту Родины. Необходимо рассказать об этом дошкольникам.

Средством патриотического воспитания служит деятельность детей. Важно, чтобы она была интересна и понятна детям и, чтобы они охотно принимали в ней участие. Главное условие – чтобы дети видели необходимость своих усилий. Поэтому при обсуждении деятельности необходимо делать это серьезно, в процессе работы следить, чтобы дети выполняли её тщательно. Иначе от ощущения труда «понарошку» у ребенка исчезнет желание делать что-то значимое и полезное. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, её природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни. То можно считать, что задача патриотического воспитания выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Таким образом, сформированность у детей дошкольного возраста добросовестности, сострадания, ответственности, привязанности к чему-либо, трудолюбивости и других позволяют в последствии стать «гражданином своей страны», занять активную гражданскую позицию в жизни общества, проявить себя в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании основ своего государства. Развитие социальной и гражданской характеристикой и проявляющаяся в заботе о благополучии своей страны.

Гражданское воспитание – это, прежде всего, социальная ориентация личности. Все исследователи отмечают главной задачей воспитания ребенка в уважении и любви к Родине, в стремлении к миру, в уважении человека и труда на благо общества. Духовную культуру, культуру совести, этику, т. е. внутреннее содержание человеческой личности надо воспитывать с детства. Относясь с уважением к национальным традициям своего народа и сохраняя чувство собственного достоинства в самом себе, человек – личность признает это право и за другим. Отношение к другим людям, национальностям, расам должны содержать нравственные оценки, базироваться на чувстве уважения и сопричастности. Каждый человек должен ценить культуру другого народа, его историю, духовное и культурное наследие как общее достояние народов и мировой цивилизации. Для этого необходимо формировать у детей дошкольного возраста таких важных нравственных качеств, как доброжелательность и уважение к окружающим, толерантность (терпимость) по отношению к людям Земли.

Каждый ребенок должен уже в дошкольном возрасте понять, что от него зависит будущее не только его страны и всего мира, всей планеты. Для этого необходимо воспитывать свободную и творческую личность, готовую преобразовывать и улучшать окружающий его мир, чувствующую причастность ко всему. Детей дошкольного возраста необходимо учить решать свои проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, искать самостоятельно построение своей жизни на сознательной основе. Конечно, нельзя в дошкольном возрасте сформировать гражданскую позицию, но, не заложив основу этих чувств и позиций личности невозможно воспитать граждански активную личность. Если умело отбирать сведения, доступные малышу, если опираются при этом на те нравственные качества, которые уже сложились у него, то представления детей ложатся в основу воспитания гражданской позиции.

Только свободный в своих поступках человек, основывающийся на нормах нравственности и гуманизма, активный в своих действиях, направленных не только на личное благо, но и на благо окружающих, уважительно относящийся ко всем людям планеты можно назвать граждански активной личностью.

Публикации по теме:

Формирование гражданской позиции воспитанников через различные виды деятельности (описание опыта работы) .

Консультация «Значение игры для всестороннего развития личности ребенка» Снижение жизненного уровня, ухудшение экологической ситуации в России порождает условия, при которых значительно снижается уровень здоровья.

Обобщение опыта работы «Роль театра в формировании гармоничной творческой личности ребенка» Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Общее родительское собрание в ДОУ «Роль семьи в формировании личности ребенка» Цели: 1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Опыт работы по воспитанию гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с ближайшим окружением В настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной.

Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Изменилось и.

Становление личности ребенка в образовательной среде Аннотация: В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Образовательная.

Роль семьи в формировании личности ребенка Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Но.

Выступление на педагогическом совете «Формирование гражданской позиции воспитанников» Тема: «Лучшее время, чтобы посадить дерево было 20 лет назад. Следующее лучшее время - сегодня». китайская поговорка Нельзя не согласиться,.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка-дошкольника Обращение к данной теме определяется с одной стороны ведущим значением игры для развития дошкольников, а с другой – повышенным вниманием.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 19:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Становление и значение гражданской позиции в формировании личности ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Плохих в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД