Светлана Толстова
Мастер-класс «Формирование рефлексивной культуры педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование рефлексивной культуры педагога»
Форма проведения : кейс-лабиринт
Цель: Повысить мотивацию преподавателей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся, к овладению разными приемами рефлексии.
Актуальность педагогического совета :
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Публикация «Мастер-класс „Формирование рефлексивной культуры педагога“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Сценарий педагогического совета.
«Отрефлексируй», что ты мыслил, что ощущал ты «от» и «до»,
Не бойся, как обычно, если ты скажешь что-нибудь не то.
Любая мысль - к открытью дверца, любое чувство - к мысли путь,
Мы все способны - в это верьте - за горизонты заглянуть!
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс.
Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и черту, качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени. Меня зовут Светлана, я сентиментальная.
(Представление участников). А теперь Вы.
Сегодня много написано, сказано о том, что мы должны вырастить конкурентоспособную личность. Обязательным условием создания развивающей среды является этап рефлексии.
Рефлексия может осуществляться не только как итог любой деятельности, но и как обязательный этап от одного действия к другому, иными словами, на различных этапах деятельности. Рефлексия направлена на осознание изученного материала, участия в мероприятии, всего того в чем участвуем мы и наши дошколята, направлена на сбор полученной, переработанной информации, всего того, что мы уже осознали.
Цель рефлексии : уметь выстраивать смысловую цепочку, сравнивать способы и методы, применяемые другими со своими, осознать и наметить пути своей деятельности.
Презентация.
Итак, рефлексия это.
В переводе с латинского – «обращение назад».
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).
В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться на любом его этапе.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.
Я приготовила вам кейсы с краткой теорией и практическим заданием для каждой группы.
1группа – рефлексия настроения и эмоционального состояния
2 группа – рефлексия деятельности воспитанников
3 группа – рефлексия содержания учебного материала
Общая информация для всех групп
1) Классификация рефлексии.
1. По содержанию:
– Устная рефлексия (имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей)
– Письменная рефлексия
2. По цели:
– Рефлексия настроения и эмоционального состояния (целесообразна в начале любой деятельности с целью установления эмоционального контакта и в конце деятельности).
– Рефлексия деятельности (даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Применение данной рефлексии в конце образовательной деятельности даёт возможность оценить активность каждого участника).
– Рефлексия содержания (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала).
3. По типу образовательной деятельности:
– После усвоения содержания материала
– Промежуточная рефлексия
– Контрольная рефлексия
– Итоговая рефлексия
4. По форме деятельности :
– Индивидуальная (формирование реальной самооценки – за что ты можешь оценить свою работу; беседа по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
– Групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи)
2) Функции рефлексии в педагогическом процессе (по С. С. Кашлеву) :
– проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
– организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
– коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
– смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
– мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
– коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Кейс 1 группы – рефлексия настроения и эмоционального состояния
Приёмы и методы рефлексии настроения и эмоционального состояния.
1) ДЕРЕВО НАСТРОЕНИЯ (слайд)
Назначение метода:
Фиксация уровня эмоционального состояния перед образовательной деятельностью, после ее, в начале учебного дня или в его конце.
Требования к реализации метода.
Оптимальное количество участников – до 25 человек.
Необходимое оборудование.
«Дерево», цветные фигуры красного, жёлтого и зелёного цвета.
Порядок реализации метода.
Педагог предлагает участникам выбрать фигуру того цвета, которая соответствует их состоянию (в начале или конце рабочего дня) и вывесить ее на «дерево»; («дерево» располагается на стене, на доске и должно быть видно всем участникам).Педагог анализирует эмоциональное состояние группы перед занятием, в конце занятия, предлагает высказаться публично, либо наедине некоторым участникам (особенно тем, чье состояние изменилось)
2) КОМПЛИМЕНТ (слайд)
Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия, находящемуся в круге, сказать комплимент сидящему слева (или справа). По желанию можно использовать атрибуты эстафеты (ручка, открытка) или живой цветок, который создаст атмосферу благоприятной коммуникации (особенно, если в группе присутствуют девушки).
Педагог задает алгоритм рефлексии :
• опишите ваше эмоциональное состояние;
• объясните причины положительного настроения;
• зафиксируйте ваш эмоциональный подъем;
• подумайте, зачем мы говорим друг другу комплименты;
• почему отрицательные адреса появляются в наших мыслях быстрее и чаще, чем положительные обращения?
• каков бы был мир, если бы все люди говорили только чистые и душевные слова?
3) ОСТРОВА (слайд+практическая часть)
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов» : о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося взаимодействия. Например: «Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свою яхту, дрейфующей между островами Удовольствия, Радости и Просветления».
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение, педагог может предложить проанализировать его. Эта технология может быть использована педагогом в конце каждого учебного дня на протяжении определенного периода времени. Карты каждого дня можно вывешивать в аудитории и в конце недели сравнивать их, выясняя, как изменилось состояние обучаемых.
Кейс 2 группы – рефлексия деятельности воспитанников
Приёмы и методы рефлексии деятельности воспитанников.
1) АНКЕТА-ГАЗЕТА (слайд + практика в виде интерактивной игре)
На интерактивном экране участникам педагогического взаимодействия предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т. п. После того, как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.
2) Все у меня в руках! (слайд)
На доску прикрепляется плакат с изображением ладони. Большой палец – «Над этой темой я хотел (а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Мне здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы. Можно в ходе работы семинара предложить участникам отдельные ответы
перенести на карточки, которые затем прикрепляются к общему большому рисунку руки. Это поможет преподавателю, ведущему окончательное обсуждение итогов работы, классифицировать ответы и представить их в виде резюме.
3) Голодный или сытый? (слайд + практика)
Упражнение может проводиться неоднократно в течение курса.
Цель: организация процесса рефлексии. Участники имеют возможность определить, насколько они удовлетворены тем, что получили в ходе обучения. Благодаря данному упражнению, педагог имеет возможность получить конкретную обратную связь от каждого участника и в дальнейшем учесть их пожелания. Участникам эта процедура покажет, насколько успешно работала группа.
Подготовка и проведение: Преподаватель предлагает тем участникам группы, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием изучаемого предмета, встать около двери; тем, кто еще ощущает себя «голодным» – у окна. Перед выполнением упражнения необходимо предупредить участников о соблюдении полной тишины и недопустимости переговоров. После выполнения данной части следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение. Рекомендуется начинать с «сытых». Педагог фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности и, в заключение, обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода».
4) «Уборка в доме» (слайд)
Цель: Выяснить получить обратную связь от участников от пройденной деятельности, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Время: 15 мин.
Численность: Все участники
Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
Проведение:
К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.
6) «Ресторан» (слайд)
Цель: Выяснить получить обратную связь от участников.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все участники
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?»,
Педагог предлагает участникам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя.
Примечание: Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующей встречи.
Кейс 3 группы – рефлексия содержания учебного материала
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» (слайд + практика в виде интерактивной дидактической игры)
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния (слайд + практическая деятельность)
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с участниками в начале и в конце образовательной деятельности для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.
Богато разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Цветик – многоцветик». Участники выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния, предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…» :
• солнышко;
• солнышко с тучкой;
• тучку;
Для анализа эмоционального состояния можно предложить сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость уроком.
Эта рефлексия называется «ЦВЕТОГРАММА» (слайд + практическая часть)
– Метод «Цветограмма» эффективен в конце урока, он может сочетать в себе рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности участника на каждом этапе деятельности. Для проведения этого приема понадобятся наборы цветных карточек по количеству участников и демонстрационная схема. Инструкция педагога : «Составьте цветограмму урока по данной схеме».
Творческим является рефлексивный прием «Смайлики» – участникам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Участники сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас. Они могут дополнить изображение деталями (воздушным шаром, букетом, или же тяжёлой сумкой в руке, что будет дополнять общее впечатление: Понравилось ли ему то, чем он занимался? Остались ли у него вопросы? Доволен ли он своей работой? Можно использовать набор готовых цветных смайликов.
(целесообразно проводить в начале с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Можно применять:
• карточки с изображением лица;
• показ большого пальца вверх или вниз;
• «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
• «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;
• «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).
2. Рефлексия деятельности
Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Педагоги с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности образовательного процесса.
(слайд + практическая деятельность)
Например, прием «Лестница успеха». Участник сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время деятельности, т. е. оценить достигнутые результаты.
(слайд)
Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала, аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал.
Рефлексия в конце деятельности – это уже классика жанра. Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ребенка в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стала образовательная деятельность. Оптимальный для этого вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приё мы:
(слайд + практическая деятельность)
Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Например, методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами участников. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА :
В заключении мне хотелось бы рассказать одну притчу.
“Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче
Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделить нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет.
Абай
Спасибо за работу и внимание!