Лариса Перфильева
Мастер-класс «Формирование математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных приемов обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство является сензитивным периодом развития творческих способностей ребенка и становления его индивидуальности.
Согласно ст. 64 Федерального закона «Об образовании РФ» дошкольное образование направлено не только на формирование общей культуры, эстетических и нравственных качеств, но и на формирование учебных предпосылок, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Предполагается, что ребенок, переходя в школу должен обладать элементарными математическими представлениями.
Публикация «Мастер-класс „Формирование математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных приемов обучения“» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО дети старшего дошкольного возраста должны уметь элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи. У них развиты знания о конкретных величинах, числовом ряде, геометрических фигурах, математических закономерностях. Овладение детьми математических законов подразумевает в конечном итоге знание счета, измерения, простейших вычислений.
Развитие элементарных математических представлений является целенаправленным процессом передачи знаний, приемов, способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная цель в данном случае - подготовка к успешному овладению математикой в школе и всестороннее развитие детей.
Таким образом, встает вопрос о поиске новых нетрадиционных методов, которые позволят дошкольникам изучать элементарные математические правила в процессе творческой деятельности, что, несомненно, является более привлекательным для детей, и, следовательно, в конечном итоге повышает усвояемость знаний.
Айрис - фолдинг – одна из новых техник, которая способствует тому, что ребенок не только знакомится с математическими понятиями, но и получает возможность проявить свою индивидуальность в творческом процессе. В дословном переводе Iris Folding означает «радужное складывание». Страна происхождения методики - Голландия.
Работа по изготовлению поделок при помощи Айрис - фолдинг развивает внимание, пространственное воображение, наблюдательность, аккуратность, глазомер, усидчивость. Дети получают элементарные представлений о форме, величине предмета.
Суть данной техники заключается в том, что полосы бумаги разного цвета строго под определенным углом при помощи специальных шаблонов накладываются друг на друга. При этом получается готовый продукт – поделка, которая выглядит ярко, привлекательно и необычно.
Вместе с тем техника айрис - фолдинг достаточно проста для того, чтобы применять ее в работе с детьми дошкольного возраста.
Изготавливая поделки в этой технике, старшие дошкольники закрепляют такие математические представления, как образ, цифра, количество, счет, пространственная ориентировка, длина, отрезок. При этом они обучаются читать схемы, работать по шаблону. Также закрепляются математические понятия - прямоугольник, круг, квадрат, ромб и т. д., признаки простых геометрических форм. Детям дается представление о пространственном положении и целых предметов, и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше).
Все это многообразие математических понятий усваивается в творческом увлекательном процессе создания декоративного узора. Таким образом, обучение становится занимательным.
Предлагаю сделать новогоднюю открытку «Ёлочка».
Сл. 3 Суть техники заключается в том, что на открытке вырезается контур какой-либо фигуры (силуэт) и с обратной стороны заполняется узкими лентами, тесьмой или полосками бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее подготовленному шаблону или составленной схеме.
Сл 4. Для составления схемы сначала нужно выбрать рисунок несложной формы, который хочется выполнить в этой технике. Затем нужно построить геометрическую фигуру (треугольник, квадрат, прямоугольник) которая по форме приблизительно будет напоминать выбранный рисунок и будет близка к ней по размерам.
Сл 6. Затем двигаясь по часовой стрелке, отложить на каждой стороне от вершины по одинаковому отрезку. Этот отрезок называется шагом, обычно он одинаковый для всего построения шаблона. Чаще всего он бывает 10—15 мм. И так чертим до конца фигуры.
Мы приступим прямо к изготовлению т. к. у нас есть готовый шаблон.
1. Обведи на картоне силуэт ёлочки. Аккуратно вырежи его, используя канцелярский нож или ножницы.
2. Наложи картон на шаблон изнаночной стороной. Закрепи шаблон. Вся работа будет вестись с изнанки.
3. Готовим полоски цветной бумаги, разрезаем по начерченному и сгибаем пополам. Теперь начинается самое интересное: делаем радужную раскладку. Начинаем с одного края и прикладываем полоску линией сгиба к центру рисунка, фиксируем. С другого края треугольника прикладываем полоску другого цвета сгибом вовнутрь, и так по кругу чередуя цвета.
Полоску следует прикладывать четко по линии шаблона. Клеем смазываем только концы полосок, выходящие за пределы рисунка. Двигайтесь в одном направлении и соблюдайте чередование цветов.
4. Так заполняем по схеме.