Тимошенко Ольга Германовна
Мастер-класс для воспитателей «Структура проведения занятий-экспериментов. Организация уголков экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Структура проведения занятий-экспериментов.
Организация уголков экспериментирования в группах»
«Расскажи – и я забуду, покажи–
и я запомню, дай попробовать – и
я пойму»
Китайская пословица
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Структура проведения занятий-экспериментов, Организация уголков экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Структура занятия – экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно – в старшем).
2. Прогнозирование результатов (старший возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления эксперимента.
4. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
5. Наблюдение результатов эксперимента.
6. Фиксирование результатов эксперимента.
7. Формулировка выводов.
Постановка проблемной задачи
Проблемная задача должна быть понятной, должна вызвать интерес, но трудность должна быть доступной, преодолимой для него.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме дискуссии, диалога, используя поисковый метод. Воспитатель выступает для детей в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту. Этот этап предполагает опору на жизненный опыт ребенка, развитие эмоций, воображения, находчивости, сообразительности, любознательности, вариативного мышления.
Фиксация результатов опытов и наблюдений
Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.
Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом.
Классификация способов фиксации наблюдений
1. Ментальные (разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей). Выбор способа ментальной фиксации наблюдений диктуется дидактическими задачами, которые педагог планирует решить с детьми на данном этапе.
• ребенок рассматривает объект (явление) и составляет устный рассказ;
• ребенок рассматривает объект, отворачивается и, не глядя, дает его описание;
• ребенок рассматривает, затем, закрыв глаза, пытается представить его себе во всех деталях;
• ребенок сравнивает с уже известным ему объектом;
• одновременное изучение двух взаимообратных процессов (при холоде вода замерзает, а в тепле лед тает);
• включение материалов наблюдений в дидактические и сюжетно-ролевые игры типа «Угадай по описанию», «Опиши – мы угадаем», «Что изменилось», «На что это похоже?»;
• возвращение к воспоминаниям через какой-либо период.
2. Использование готовых форм (узнавание объекта или явления с
помощью наглядных материалов, выбор одного правильного
варианта из нескольких предложенных педагогом). Готовыми
формами могут быть:
• картинки;
• фотографии;
• схематические зарисовки;
• объемное изображение объекта (сделанное из пластилина);
• отдельные буквы и слова;
• натуральные объекты;
• циферблаты, на которых необходимо перевести стрелку на нужное изображение;
Использование готовых форм – самый простой способ регистрации наблюдаемых объектов (явлений).
3. Изобразительные способы фиксации наблюдений.
• зарисовывание объекта (распространенный, но не самый легкий способ графической регистрации увиденного; зависит от степени подготовленности группы);
• схематическое зарисовывание (отражение не всего, а только наиболее важного);
• использование условных знаков (не надо много символов, они должны ассоциироваться с наблюдаемыми объектами);
• обведение объектов (используется, когда важно сохранить точные размеры или взаимное расположение деталей);
• регистрация линейных размеров (используются линейки, палочки, полоски бумаги для изучения глубины снега, ручья, скорость роста растения и т. д.);
• фотографирование (имеет большие преимущества перед другими способами).
4. Письменные способы фиксации наблюдений:
• запись воспитателя;
• запись рассказа ребенка;
• запись наблюдений детьми (она может состоять из 1-2 слов, являющихся ключевыми).
5. Фиксация натуральных объектов.
В детском саду можно собирать объекты живой и неживой природы,
животного или растительного происхождения. Они могут быть
представлены единичными экземплярами или коллекциями (камешки,
разновидности почв, строительных материалов, яйца, перья, образцы
шерсти и меха и т. д.).
Основные направления экспериментальной деятельности
1. Экспериментирование с песком и глиной.
2. Экспериментирование с водой.
3. экспериментирование с воздухом.
4. Наблюдения за жизнью растений.
5. Наблюдение за жизнью насекомых, животных
6. Человек.
7. Экспериментирование с солнечным светом.
8. Экспериментирование с предметами.
Оборудование центра экспериментирования
- песок, глина, земля из леса – сравнение свойств сыпучести, свойства сухого и мокрого, что есть в почве;
- соломинки – мыльные пузыри различного размера, воздействие воздушной струи на небольшие предметы;
- воздушные шарики – воздух, вырываясь из горлышка, заставляет шарик двигаться в противоположную сторону;
- пипетка, шприц – воздух обладает силой, сжатый воздух занимает меньше места;
- вертушка – игра с ветром (она движется, когда есть ветер);
- вазелин – не пропускает воздух, листья дышат своей внутренней стороной;
- вата – имитируем насекомых, как они собирают пыльцу;
- зеркало – солнечный зайчик (отражение света, радуга в комнате, человек дышит и теряет влагу;
- весы – понятие массы, что тяжелее;
- предметные картинки – насекомые, растения, овощи, фрукты, видеть ближе, дальше;
- секундомер – частота биения сердца, частота дыхания;
- мячик – заполненный воздухом предмет не тонет;
-семена – замачивание, прорастание, посадка;
- краски, овощи, фрукты (умный нос, различные жидкости (масло, соленая вода, сок – замерзание, наборы бумаги, тканей, металлических, резиновых, деревянных, пластмассовых предметов, различных круп.