светлана кутлуева
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками К. И. Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по теме :
«Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками К. И. Чуковского».
Задачи
1. Активизировать и систематизировать знания педагогов о содержании работы по развитию речи детей дошкольного возраста, формировать умения применять имеющиеся знания на практике.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказками К, И, Чуковского“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
2. Показать возможности художественной литературы (в частности произведений К. И. Чуковского) в развитии речи детей.
3. Вызвать интерес к творчеству К. И. Чуковского.
Форма проведения. Мастер-класс проводитсяс использованием мультимедийной презентации. Слушатели активизируются вопросами, привлечением к выполнению заданий, обобщениям и выводам.
Ход проведения.
Здравствуйте, уважаемые педагоги. Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого в группе висят портреты писателей или поэтов. Спасибо! Придя в группу, спросите своих воспитанников : «Чей это портрет?», «Какие произведения этого автора вы знаете?» Ответы детей-это и будет результат вашейработы по изучению творчества этого писателя.
Образовательная область «Речевое развитие» включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы. Основные цели и задачи в художественной литературе: воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи; воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают ежедневное чтение детям художественной литературы в дошкольном образовательном учреждение.
Детство – пора, когда все впечатления бывают особенно яркими и значительными. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Однако в последнее время наблюдается снижение интереса к чтению у людей разных возрастов, уменьшением времени, разнообразием художественных текстов в современной книжной промышленности, не всегда отвечающих педагогическим и эстетическим требованиям, засильем телевизионных и компьютерных программ.
Поэтому проблема ознакомления детей с наиболее ценными произведениями художественной литературы в дошкольном возрасте, как никогда, актуальна.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
Литература для детей дошкольного возраста анонимна : детей редко интересует, кто написал книжку. Последствия этой анонимности заметны и у взрослых: они не знают имена многих детских поэтов и писателей, хотя прекрасно помнят их произведения. Вместе с тем, это не означает, что ребенку не нужно говорить о том, кто написал книгу. Напоминание об авторстве – один из способов воспитания эстетической грамотности ребенка.
Цель рассказов об авторе произведений – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребенка.
– Как вы думаете, каковы требования к рассказу воспитателя о творчестве поэта или писателя?
По мнению Л. М. Гурович, Л. И. Береговой, В. И. Логиновой, З. А. Гриценко, этот рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:
факты из жизни писателя должны быть точными и научными;
изложение должно быть образным, интересным, доступным дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология не понятна ребенку). Можно использовать фразы: это было очень- очень давно, когда не было еще не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек, или это было так давно, что не только электричества не было, но даже и поезда еще не ходили;
рассказ о зарубежном авторе целесообразно предварить сообщением о его стране (Г. Х. Андерсен- Дания);
в рассказе могут быть сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям, о его литературном труде;
рассказ должен быть оснащен наглядным материалом;
в рассказ нужно включать вопросы, выявляющие знания детей о произведениях писателя, о его жизни и творчестве, опыт посещения памятных мест, музеев, связанных с творчеством автора, просмотра фильмов;
важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.
После рассказа возможна длительная интересная совместная с детьми и родителями деятельность: чтение книг в детском саду и дома, прослу-шивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, творчество детей по мотивам произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценирование и т. п., посещение выставки, театра, просмотр кинофильма, организация вечера развлечений. Таким образом, знакомство дошкольников с писателем и его творчеством должно осуществляться в системе.
Сегодня я предлагаю Вам мастер- класс, посвященный изучению творчества Корнея Ивановича Чуковского.
Мне хочется показать Вам, каковы возможности произведений К. И. Чуковского в развитии речи детей. Выбор темы неслучаен.
Миллионы читателей – от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича как весёлого, озорного и мудрого сказочника. В русской литературе лишь два писателя получили в народе неофициальное, но почё тное звание дедушки: И. А. Крылов и К. И. Чуковский. Корнея Ивановича называли «дедушкой Чуковским» ещё при жизни. Поистине была велика любовь Чуковского к литературе, с ней могла соперничать только другая его великая любовь – к детям. Сказки и стихотворения Чуковского воспитывают в детях высокие человеческие качества: храбрость, смелость, находчивость, мужество, доброе отношение к окружающим людям и животным.
Примерный список литературы для чтения детям в ДОУ.
От 1 до 2 лет. «Цыпленок» (проза)
От 2 до 3 лет. «Катауси и Мауси» (фольклор народов мира, с англ.). «Федотка», «Путаница» (поэзия)
От 3 до 4 лет «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Ежики смеются», «Муха- цокотуха», «Елка», «Айболит», «Чудо- дерево», «Черепаха» (поэзия). «Так и не так» (проза). «Елка» (наизусть- в сокращ.)
От 4 до 5 лет «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе» (литературные сказки)
От 5 до 6 лет перевод с англ. Р. Киплинг «Слоненок».
От 6 до 7 лет
– Рассказ для детей о творчестве К. И. Чуковского может быть таким (рассказ сопровождается мультимедийной презентацией).
Перед вами очень знаменитый детский поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский. Но скажу вам по- секрету, что по настоящему его звали – Николай Васильевич Корнейчуков. Детям было очень трудно произносить его длинную фамилию- Корнейчуков, и он решил ее разделить пополам: Корней и Чуковский. А отчество взял- Иванович. Все мы знаем его, как Корней Иванович Чуковского.
На фотографии вы видите Корнея Ивановича, его маму-Екатерину Осиповну и его сестру Марию.
Детство Корней Иванович Чуковский провёл в Одессе. С 5 лет он посещал детский сад мадам Бехтеевой. «Мы маршировали под музыку, рисовали картинки. Самым старшим среди нас был курчавый, с негритянскими губами мальчишка, которого звали Володя Жаботинский. Чуковский учился в гимназии. Одноклассником его в ту пору был Борис Житков.
Став взрослым Чуковский работал в газете, писал статьи. Самостоятельно изучил английский язык. Поэтому его отправили работать в Англию.
Чуковский очень любил детей. У него самого была большая семья. На фотографии вы видите его со своими детьми. Семья К. И. Чуковского за обедом, слева направо: дети Лида, Коля, Борис, жена Мария Борисовна.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. А Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. И чтобы как-нибудь развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать,придумывать ему сказки. Начав, он не знал, что будет дальше. Важно было не запнуться, не остановиться ни на секунду, а быстро говорить под стук колё с:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил,Крокодилович!
И мальчик, слушая отца, затих и успокоился. Для отца было важно отвлечь внимание сына от болезни, и он продолжал, тараторя:
И дать ему в награду
Сто фунтов шоколаду,
Сто фунтов мармеладу,
Сто фунтов винограду
И тысячу порций мороженого.
Мальчик перестал капризничать и заснул. А утром, проснувшись, попросил Корнея Чуковского рассказать вчерашнюю сказку, которую мальчик полностью запомнил.
А знаменитый «Мойдодыр» родился так. Он сидел за письменным столом, работал и вдруг услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, т. к. не хотела идти мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо ей сказал :
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Много сказок Корней Иванович сочинил для своей младшей дочери- Марии-Мурочки, как он ее называл. Корней Иванович читает свои сказки дочери.
Много лет прошло с тех пор. Но сказки Корнея Ивановича продолжают жить. Их с удовольствием читали ваши папы и мамы, бабушки и дедушки. И мы с вами знаем и любим их.
Давайте вспомним, какие его книги вы уже знаете. (Дети называют известные им произведения К. И. Чуковского, педагог демонстрирует слайды с изображением книг К. И. Чуковского).
Корней Иванович сочинял и загадки (воспитатель загадывает загадки К. И. Чуковского, а дети отгадывают).
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое
и золотое. (цыпленок)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
(сосулька)
Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Родился он 31 марта, но отмечал день рождения 1 апреля. А знаете, почему? 1 апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха. С ранних лет его стихи приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без его знаменитых произведений. Даже малыши, не умеющие читать, знают произведения Чуковского. В них происходят небылицы и чудеса. Его забавные, весёлые стихи можно распевать, пританцовывать, а сказки читать и с удовольствием перечитывать.
Сам Корней Иванович говорил, что он по-настоящему счастлив только среди детей. В загородном доме Переделкино в Подмосковье, где он жил долгие годы, он часто встречался с детьми. Там он собирал вокруг себя детей и устраивал им праздники.
В этом доме была организована библиотека для детей.
Сейчас здесь находится музей писателя.
Вот таким добрым, веселым, жизнерадостным останется в памяти людей, Корней Иванович Чуковский.
Предлагаю вашему вниманию «Викторину по произведениям Чуковского», которую Вы можете применить в работе по изучению творчества писателя.
Угадайте, из каких его произведений отрывки (воспитатель читает отрывки из его произведений, а дети угадывают).
Развитие словаря на материале произведений К. И. Чуковского.
Произведения К. И. Чуковского имеют огромное значение для развития словаря, так как в них широко встречаются образные средства языка (синонимы, антонимы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнения, эпитеты); им присуща особая ритмическая органи-зация стиха (хорей, парная рифма, плясовые ритмы, звукоподражания и т. д); в произведениях используются неологизмы, которые формируют у детей интерес к словотворчеству, самостоятельному придумыванию новых слов.
С целью развития образной речи в беседе по содержанию прочитанного текста целесообразно обращать внимание на авторскую лексику. Приведу примеры.
• Анализ и самостоятельный подбор определений.
«Муха-Цокотуха».
- В сказке муха, какая? (хозяйственная, добрая, гостеприимная, слабая).
- Комар, какой? (смелый, отважный, храбрый).
-Гости, какие? (трусливые, слабые).
«Мойдодыр».
– Мыло, какое? (душистое); а полотенце, какое? (пушистое).
• Анализ и подбор сравнений.
«Мойдодыр».
– Подушка, как лягушка; мочалка, словно галка; убежал, как от огня; щетки затрещали, как трещотки; мыло кусало, как оса; помчался, как от палки.
• Анализ и подбор эпитетов.
«Тараканище».
– Таракан (страшный великан, рыжий и усатый, злой обжора, слониха (щеголиха, раки (забияки, воробей (удалой? Автор назвал таракана (повелитель, победитель? А кенгуру назвала таракана (таракан, таракан, таракашечка, жидконогая козявочка-букашечка, малявочка, козявочка?
«Муха-Цокотуха».
– Бабочка (красавица); Муха-цокотуха (позолоченное брюхо, именинница, душа-девица); паучок (старичок, злодей); комар (победитель).
• Анализ непонятных слов, встречающихся в тексте.
«Мойдодыр».
– Что такое «головомойка», «срам»? Когда так говорят?
• Работа над разными значениями многозначных слов.
К. И. Чуковский придумывал загадки. Целесообразно обращать внимание на средства образной выразительности, используемые автором в них.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка.)
– Что это такое? Какие еще бывают иголки? (еловые, у ежа).
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Гребешок.)
–Какие еще бывают зубы? (во рту, у пилы).
• Работа над синонимами.
Но веселые зверята –
Поросята, медвежата –
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят. («Путаница»).
– Шалят, как сказать по-другому (балуются?
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил. («Краденое солнце»).
– Завопил, заголосил, как сказать по-другому (заплакал, закричал?
• Работа над антонимами.
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот -
Сказочку расскажет, песенку споёт. («Курица»).
-Если курица много трудилась, значит, она какая (трудолюбивая? А как сказать, наоборот, о тех, кто не любит трудиться? (Ленивая).
Развитие поэтического слуха.
В понятие «поэтический слух» (по определению О. С. Ушаковой) входит осознание средств художественной выразительности и чувство поэтического языка, т. е. способность воспринимать художественное слово и умение использовать его в собственной словесной деятельности.
С целью развития поэтического слуха у детей можно использовать следующие приемы:
• Анализ ритмического рисунка стихотворения.
– «Музыканты прибежали, в барабаны застучали…Нынче муха-Цокотуха именинница!» Давайте попробуем хлопать в ладоши в такт стихотворения. Педагог зачитывает еще раз строчки, дети прохлопывают ритм. («Муха-Цокотуха»).
• Анализ рифмы и самостоятельный подбор рифм.
После чтения стихотворения «Чудо-дерево» детям можно предложить задания на рифмование: «Кому что?»
Калошки … кому? Матрешке, Сережке…
Босоножки… кому? …Тотошке, Антошке…
Ботинки. кому? Зинке, Иринке, Мурзилке.
Чулки … кому? Нинке.
Развитие диалогической речи.
Только читать произведения детям недостаточно. Чтение обязательно должно сопровождаться беседой о прочитанном. Ее цель – уточнить понимание детьми содержания произведения, его идеи, выяснить степень осознания средств художественной выразительности.
В процессе этой работы также происходит совершенствование диалогической речи детей.
– Как вы думаете, какие диалогические умения развиваются у дошкольников в процессе беседы о прочитанном?
(Умение слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с содержанием, слушать ответы других ребят, дожидаться своей очереди для высказывания, высказывать свое отношение к героям, выражать в слове собственное эмоциональное отношение к прочитанному и т. д.).
– Все вопросы, которые вы назвали можно сгруппировать в 3 блока:
1) на понимание детьми содержания (о чем произведение, кто его главные герои, какие события и в какой последовательности произошли в тексте и т. д.);
2) на понимание формы произведения (каков жанр прочитанного текста, какие средства образной выразительности используются в тексте и т. д.);
3) на выражение личного отношения к прочитанному (понравилось произведение или нет и почему).
По мотивам сказки «Телефон» детям можно предложить придумать и разыграть ситуации разговоров по телефону, по сказке «Айболит» – придумать, кто еще мог приходить за помощью к Айболиту и что говорить ему. Подобные задания не только развивают творчество ребят, но и совершенствуют навыки ведения диалога.
Развитие монологической речи.
Чтение произведений К. И. Чуковского способствует активизации творческого воображения детей, побуждает их самих придумывать нечто новое по образцу, предлагаемому автору. Важно чтобы педагог способствовал возникновению у детей интереса к этой деятельности. Подобные задания направлены на развитие умений творческого рассказывания у дошкольников.
Например, после чтения стихотворения «Путаница» детей можно спросить : Почему стихотворение так называется? Какие путаницы вы услышали? Давайте их «распутаем». (Педагог читает строчки из стихотворения, а дети говорят, как правильно, а затем придумывают свои путаницы по аналогии).
После чтения стихотворения «Чудо-дерево» : Почему дерево названо «чудо-дерево»? Что росло на нем? Что еще могло бы расти на этом дереве? Давайте придумаем новую сказку про «Чудо-дерево».
Развитие интонационной выразительности.
Сказки и стихотворения К. И. Чуковского легко запоминаются и соответствуют требованиям к отбору литературы для заучивания наизусть. В них много действующих лиц, диалогов, поэтому они могут успешно использоваться для игр-драматизаций. Игры-драматизации, заучивание наизусть способствуют развитию интонационной выразительности речи дошкольников.
– Как вы думает, чем отличается игра-драматизация от инсценировки?
Инсценировка– это заранее подготовленный спектакль, разыгрывающий весь художественный текст или его часть. Для этого пишется сценарий, разучиваются роли, проводятся репетиции.
Драматизация– очень похожа на сюжетно-ролевую игру, только по мотивам художественного текста. В ней нет сценария, роли не разучиваются, репетиции не организуются. Ребята самостоятельно или по предложению педагога разыгрывают сюжет, могут изменять его по-своему усмотрению.
– Педагог, работающий с детьми, должен владеть средствами интонационной выразительности. Сейчас мы попробуем прочитать выразительно фрагмент сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» (чтение по ролям с элементами хорового чтения).
Дидактические игры и упражнения по произведениям К. И. Чуковского.
Демонстрация дидактической игры по творчеству К. И. Чуковского (мультимедийная презентация).
«Волшебный телефон»
Цель. Развивать умение различать быстрый и медленный темп речи, силу голоса (громко- тихо).
«Маленькое эхо».
Цель. Развивать умение передавать заданную интонацию.
«Зеркало».
Цель. Развивать умение на слух различать слова и передавать их с заданной интонацией, мимикой, жестами.
«Деревянные и тряпичные куклы».
Цель. Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы.
«Превращение предмета».
Цель. Развивать сообразительность, воображение.
Драматизация отрывка из сказки «Муха- Цокотуха»
Цель. Закреплять выразительность образа героя.
Подведение итогов мастер- класса.
Мы все прекрасно знаем, как велико значение книги в воспитании ребенка. Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Чтение книг – тропинка, по которой умный, думающий писатель находит путь к сердцу ребенк