Ирина Стручалина
Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в страну Фребеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Ф. Фребеля;
2. Сформировать представление о возможностях применения игрового набора при организации образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО;
3. Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Путешествие в страну Фребеля“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
4. Показать практическое применение игрового набора в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Фридрих Фребель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимости гармоничного воспитания детей дошкольного возраста, раскрытии природного потенциала каждого ребенка и разработал для этого систему усложняющихся пособий, которые впоследствии стали называться «Дарами Фребеля».
Технология данного набора является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Этот набор учебных материалов называется «дарами».
Комплект методических пособий с игровым набором полностью соответствует ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан их экологически чистого продукта – дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательной деятельности детей.
Фребель верил, что все эти игровые материалы наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности.
Фридрих Фребель создал шесть основных «даров» и три дополнительных. Некоторые идеи были продолжены его последователями. Окончательный список пособий включает в себя 14 самостоятельных игровых набора.
Первый дар: «Шерстяные мячики». В наборе 6 пар мягких мячиков окрашенных в различные цвета: красный, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый и белый. Каждый шар – мяч на ниточке. Модуль знакомить с основными цветами, развивает пространственную ориентацию и концентрацию внимания.
Второй дар: «Основные тела». Модуль включает 3 пары деревянных геометрических фигур. В наборе шар, куб, цилиндр и сборная подставка для подвешивания фигур. Все фигуры имеют металлические крепления. Общее количество фигур - 6 штук. С их помощью ребенок знакомится с разными формами предметов. Формирует самостоятельную игровую и исследовательскую деятельность. Занимаясь с кубом, шаром и цилиндром, ребенок запоминает геометрические формы и учится взаимодействовать с разными предметами.
Третий дар: «Куб из кубиков». В комплекте 8 деревянных кубиков одинакового размера. Это мини-конструктор для создания и трансформирования построек различных форм. Подходит для изучения понятий «часть» и «целое». Развивает зрительно-моторную координацию и дает понимание симметрии. Обучаясь с этим кубом, ребенок познает, что каждый предмет может состоять из разных деталей, которые вместе образуют единое целое. Он пробует разные формы, развивает творческие способности, учится собирать большие предметы из маленьких частей.
Четвертый дар: «Куб из брусков». Набор из 8 брусков одинакового размера. Модуль предназначен для развития пространственного мышления, понимания взаимоотношений между различными частями целого, развитие зрительно-моторной координации. Объединяя детали обоих кубов, ребенок может составлять фигуры с пустыми пространствами, лучше усваивает геометрию предметов.
Пятый дар: «Кубики и призма». Общее количество фигур 39 штук. Модуль помогает освоить понятие квадрата, треугольника и объемной фигуры.
Шестой дар: «Кубики, столбики и кирпичики». Общее количество фигур 33 штуки. Модуль состоит из деревянных плиток разного размера. Цели игры с модулями 3,4,5 и 6 одинаковые, поэтому их можно активно комбинировать и усложнять задачи. Модуль знакомит с понятиями полуцилиндра, развивает воображение. При регулярных занятиях, ребенок к 6 годам может построить практически любые объекты, которые представляет.
Седьмой дар: «Цветные фигурки». 8 геометрических фигур: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты. Разных цветов. Модуль готовить ребенка к рисованию и письму, развивает творческие способности, дает возможность учиться сортировке и упорядочиванию фигур по цвету и форме, тренирует мелкую моторику рук.
Восьмой дар: «Палочки». 6 наборов деревянных, разноцветных палочек разной длины.
Материал помогает обучению счету, выполнению простейших математических действий, подготовки к рисованию и письму. Сортирует и упорядочивает фигуры по цвету, по форме, по соотношению количества и размера.
Девятый дар: «Кольца и полукольца». Этот дар открывает ребенку нестандартное видение предметов. Деревянные кольца и полукольца имеют разный диаметр. Разный цвет. Тренировка мелкой моторики, развитие зрительно- моторной координации, подготовка к рисованию и письму.
Десятый дар: «Фишки». Это комплект мелких деталей 6 цветов разного диаметра. Модули прекрасно подходят для тренировки навыков счета и служат материалом для составления красочных картинок и узоров. Модуль помогает в тренировке мелкой моторики рук. Ребенок сортирует и упорядочивает фигуры по цвету и форме. Обучается счету. Развивает игровую деятельность.
Одиннадцатый дар: «Цветные тела». В составе модуля бусины 3 разных форм и шнурок для нанизывания. Модуль позволяет тренировать мелкую моторику рук, развивает сенсорные навыки.
Двенадцатый дар:«Мозаика – шнуровка». В ящичке закреплено синее перфорированное поле. Продолговатые фишки на ножках отсортированы по цветам. В комплекте набор разноцветных шнурочков для тренировки моторики, навыков ориентирования в пространстве и умению действовать самостоятельно или по заданному образцу.
Тринадцатый дар:«Башенки». 44 элемента. Объединения с модулями 3-6 позволяет создавать сложные конструкции и способствует запоминанию геометрических фигур.
Четырнадцатый дар: «Арки и цифры». 44 элемента. Объединяя с модулями 3 - 6 позволяет создавать сложные конструкции. Модуль способствует к развитию мелкой моторики рук, сенсорных навыков, составлению различных узоров и картинок.
ИГРЫ
1. Я-ЗМЕЯ (Речевое развитие)
Содержание работы: обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии; развитие коммуникативных навыков; формирование навыков работы в группе.
Возраст: от 4 лет
Интеграция с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Описание игры: в начале игры необходимо завязать на конце веревки узелок. Дети делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе выдается веревка и набор из деталей для нанизывания. Воспитатель начинает игру словами: «Я змея, змея, змея! Я пользу, ползу, ползу». И перемещает шнурок с одной нанизанной деталью к следующему игроку, задавая ему вопрос: «Хочешь стать моим хвостом?». Игрок отвечает: «Да, хочу» и добавляет: «Я хочу стать хвостом красным (или другое прилагательное: Круглый, веселый, длинный и т. д. Продолжает игру, перемещая «змею» к следующему игроку, который называет уже два прилагательных: сказанное ранее и новое. Последний игрок перечисляет все прилагательные, данные ранее. Выигрывает тот, после кого уже нельзя придумать определение, или то, кто ошибся.
2. «Волшебный мешочек». (Познавательное развитие)
Содержание работы: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, памяти, игровой деятельности.
Возраст: от 3 лет
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».
Описание игры: в мешочек кладется набор предметов. Ребенок на ощупь пытается определить, какой предмет ему попался.
3. «Пастушок» (художественно-эстетическое развитие)
Содержание работы: развитие музыкальной деятельности; элементарное музыкальное творчество; формирование первичных представлений о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности; развитие игровой деятельности.
Возраст: от 5 лет.
Интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Описание игры: воспитатель предлагает детям прослушать песню. Затем дети делают из наборов декорацию «скотный двор» и населяют его различными животными из текста песни.
Исходя из предназначения даров можно выявить несколько определенных концепций общего развития детей на раннем этапе.
Концепция творчества. Главная цель состоит в том, что дети естественным путем приобщились к процессу работы с материалами и приобрели навыки различных комбинаций.
Концепция логических способностей. Логический способности и умение делать выводы необходимо формировать на начальных стадиях развития. Эти модули помогут развить эту способность на практике.
Концепция правил и порядка. Вынимая материалы из ящиков и убирая их обратно, дети приучаются к организации и порядку. Более того, демонстрация всех форм требует, чтобы дети сосредоточились на правилах симметрии.
Развитие социальных и коммуникативных способностей. Образовательные материалы помогут детям понять значение части и целого, индивидуальности и взаимоотношения – следовательно, в дальнейшем дети будут лучше понимать правила и законы общества.
Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.
Список литературы:
1. Карпова Ю. В., Кожевникова А. В., Соколова А. В. : комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля». «Использование игрового набора в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
2. Интернет ресурсы.