Ирина Ермолова
Мастер-класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения.
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,
без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,
без духовности нет личности, без личности - нет народа».
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Приобщение дошкольников к русским народным традициям посредством народных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания дошкольников является формирование у детей общего представления о культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества, народные игры.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
В детских играх сохранились отголоски древней старины, реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов.
«Русские народные игры –
источник житейской мудрости»
«Чем лучше мы будем знать прошлое, тем
более глубоко и радостно поймём значение
творимого нами настоящего»
А. М. Горький
В наше сложное время и особенно в Калининградской области, существует необходимость обогатить современный детский сад забытыми народными традициями.
Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, удальству, молодечеству, движениям.
Богатство содержания, разнообразие форм, простота, высокая эмоциональная насыщенность, юмор, связь движений со словом, наличие таких элементов, как игровой зачин, считалки, заклички и приговоры, разыгрывание фантов, выбор водящего, образность содержания – особенности народных игр.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:
• Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.
• Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.
• Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.
• Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.
В группах раннего возраста мы используем народные игры, обращённые индивидуально к малышу. Его забавляют, развлекают несложными играми, играми-прибаутками. Тут и «Ладушки», и «Сорока- ворона», и «Петушок-золотой гребешок». Подрастает ребёнок, приходит черёд пестушкам, да потешкам. Потешки хоть и просты, а несут свой смысл «урок» : бодатая коза грозит рогами тем, «кто каши не ест, молока не пьёт».
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. Действие здесь осуществляется в ритме, словах и текстах, ребёнок драматизирует то, о чём поётся в песне.
Необходимо широко вести пропаганду русских народных игр в работе с родителями. Можно провести “Вечер народной игры” при участии родителей. Можно составить каталог народных игр для ознакомления родителями.
Можно организовать кружок «Подвижные народные игры». Цель такой работы заключается в том, чтобы, знакомя детей с народными играми, возродить добрую традицию – передавать игровой опыт прежних поколений, воспитывать у детей интерес к народным играм. Работа кружка проводится в разных формах: игра-соревнование «Кто больше знает считалок?», конкурс рисунков на народную тематику, «посиделки».
Так же можно провести праздник «День подвижной игры». Скоморохи зазывают детей поиграть, свою удаль показать, покататься на карусели, показать свою силу. молодецкую. Народные игры проводят с детьми различные сказочные герои.
В народных играх дети на собственном опыте убеждаются в необходимости по-честному, по-доброму ладить с товарищами. В них дети усваивают такие правила, как: «Играть честно, не обманывая товарищей», «Один за всех, все за одного», «Никому никогда не причиняй боли в игре», «Выдержка, стойкость, терпение».
«Маленькие дети играют, как птица поёт» - эти слова ё мко и образно выделяют главное: игра- естественное состояние ребёнка, его основное занятие. «В игре развиваются силы ребёнка, Твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.»
«Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!»
- А теперь я хочу предложить Вам поиграть.
СЧИТАЛКИ:
1. Мышка Наташка
Кушала кашку.
Съела всю кашку,
Вылизала чашку.
Валенки надела,
Тебе водить велела.
2. Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть
К нам сова прилетела
И тебе водить велела.
3. Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там, тут и там!
Сюда мчится он.
Выходи из круга вон!
ИГРЫ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ:
Вместе с ребенком поводите хоровод со словами:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в яму – бух!
На последней строчке присядьте.
Игра «Ловишки»
По считалке выбирается ловишка, который становится в центре, остальные встают вокруг него, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону.
Дети:
Зима пришла
Холод принесла
Зиму примечаем
В ловишки играем
Раз, два, три, лови!
После этих слов дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-3 игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСТАРШЕ:
ДЕДУШКА ВОДЯНОЙ
Это игра на внимание и память.
В центре круга сидит Водяной. Дети вокруг него образуют круг и идут хороводным шагом, приговаривая тихонько:
если Водяной мальчик:
Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.
если Водяной девочка:
Бабушка Водяная, что сидишь ты и моргаешь? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.
Когда дети произнесли эти слова, воспитатель подводит Водяного к одному из детей, и он наощупь должен определить, кто это. При этом глаза у Водяного закрыты. Если Водяной угадывает верно ребенка, то последний его сменяет.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Нельзя останавливаться перед воротами, размыкать руки.
В начале игры выбирают солнце и месяц. Они надевают соответствующие шапочки, становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные играющие также берутся за руки и вереницей идут через ворота.
Дети:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
Ворота закрываются на последнем слове и ловят того, кто в этот момент проходил через них. Дети, зная, что ворота закрываются в конце стихотворения, спешат быстро проскочить в них. Пойманный игрок становится за солнцем или месяцем и игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут разделены на две группы.
Затем можно поиграть в игру “Репка”.
Репка:
Дети встают в две колонны, ведущие встают лицом друг к другу. Произносят слова:
“Тяни репку, тяни крепко. Тяни, тяни на раз, два, три”. И тянут колонна колонну.
Зелёная репка
Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню:
Зелёная репка, держись крепко,
кто оборвётся, тот не вернётся.
Раз, два, три.
На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.
Огород
Дети стоят в кругу. Водящий в центре. Все игроки загадывают в уме овощ (или выбирают картинку с овощем) Идут по кругу и приговаривают “Как повадился народ ко Ванюше в огород. В огороде тын, тын, у Ванюши дрын, дрын” или вариант для девочки “Как повадился народ ко Марьюшке в огород. В орогоде бочка, у Марьюшки дочка”. Далее водящий называет овощ, дети, кто загадал этот овощ, перебегают через круг, водящий ловит.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.