Татьяна Мальгина
Конспект мастер-класса для воспитателей «Применение камешков Марблс в развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для воспитателей
«Применение камешков Марблс в развитии детей.
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Цель: рассмотрение современной методики применения технологии в образовательной деятельности с детьми.
Задачи:
• познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;
Публикация «Конспект мастер-класса для воспитателей „Применение камешков Марблс в развитии детей“» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
• мотивировать на применение камешков Марблс в деятельности с детьми;
• использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса развития мелкой моторики рук.
Оборудование:
• практические материалы, которые используются в работе для демонстрации воспитателям;
• подносы;
• камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера;
• Коробки, картинки для работы: «Цветочная полянка», «Мозаика» - игрушки, фрукты, овощи, буквы, цифры, «Торт», лабиринт, улитка, жираф, судоку, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для тучки и цветочков, гроздь винограда, игры - бродилки.
Ход мероприятия:
1. Приветствие.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе.
2. Вступление.
Тема мастер-класса «Применение камешков Марблс в развитии детей», т. е. как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов, и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.
3. Теория.
Камушки получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.
Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Марблы были сделаны из глины, камня или стекла. Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.
Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.
Удобно подбирать задания по лексическим темам. Для создания игровых ситуаций можно использовать мелкие игрушки, цветные силуэты, изображения
Игры могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.
Последовательность действий педагога и детей при работе с пособием. Детям предлагается:
- Рассмотреть виды камешков в данном пособии, потрогать их;
- Выполнить упражнение, самостоятельно подобрав камешки по цвету, форме и величине (упражнение «Сортировка камешков по форме, цвету и величине»);
- Выполнить упражнение, самостоятельно на ориентировку пространственных представлений (например : положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Или педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).
- Выполнить упражнение, самостоятельно на ориентировку тактильных
ощущений, на развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (например : небольшой строительный материал,
киндер-игрушки и т. д.) сначала с открытыми глазами, а затем с усложнением поиск игрушек с закрытыми глазами (упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка»).
4. Практическая часть
Сейчас я хочу вас познакомить с комплексом игр с использованием камешков Марблс. Предлагаю поиграть.
Давайте поиграем с вами в мага- волшебника, у которого много
сокровищ, с которыми он очень любит играть. Перед вами 3 коробки с камешками Марблс, открываем их по очереди. Рассмотрите их, потрогайте, расскажите, какие камешки видит волшебник. Предлагаю вам их рассортировать по форме, цвету и величине, а затем порисовать, но рисовать не карандашами и красками,не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками.
Игра «Цветочная полянка»
Задание: - 1 команда должна выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки.
- 2 команда должна выложить цветочную полянку, где у цветочков нет лепестков и на стебельках нет листочков.
Игра «Сухой бассейн».
У вас глубокая чаша, наполненная камешками марблс,
среди которых находится мелкая игрушка. Предлагаю найти игрушку и на ощупь угадать ее.
Игра Мозаика»
Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету)
Игра «Украсим торт»
Задание - верхний ряд у торта – с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус – крупными Марблс
Игра «Лабиринт»
Задание – выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок лабиринта
Игра «Крестики – нолики»
Игра «Разноцветная полоска»
Задание – найдите самый прозрачный камень, и он будет путешествовать и менять цвет - двигайте его по полоске, называя каким цветом стал камень.
Игра «Выложи по образцу»
Задание – нужно выложить по образцу похожую картинку.
Игра «По дороге в гости к гному».
Задание: Детям поочередно предлагается проложить путь от одного
гномика к другому. Задание усложняется тем, что дорога может быть как
прямой, так и извилистой.
С камешками возникает много новых идей, с детьми старшего возраста можно усложнять варианты игр, которые способствую развитию навыков чтения, письма, т. е мы будем учиться делить слова на слоги, определять первый и последний звук в слове, последовательность звуков.
«Гроздь винограда»
Задание - нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего цвета. (например взрослый показывает картинку или называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов)
Слова: кошка, сок, колесо, лимон, вода, машина, дом, рука и т. д
«Тучка и дождик»
Задание - нужно подобрать слово на заданный звук. (например, из тучки должен политься дождик капельками и полить цветок со звуком К в начале слова, со звуком Ш – в середине, со звуком А – на конце и т. д)
«Жираф»
Задание – определение первого звука в слове (украсить жирафа пятнышками, после того, как определят первый звук в слове.
Можно использовать разные игры для определения второго, последнего звука в слове.
Слова: стул, улица, цапля, туча, кошка, арбуз, книга и т. д.
«Судоку»
Задание – заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся.
Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.
При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как в под групповых и индивидуальных занятиях, так и свободной деятельности.
Разделы для работы с камешками Марблс :
• Развитие тактильно-двигательного восприятия;
• Формирование сенсорной культуры (сенсорные эталоны – форма, цвет, величина);
• Развитие зрительного восприятия;
• Развитие восприятия пространства;
• Развитие творческих способностей;
• Развитие речи;
• Формирование буквенного анализа;
5. Рефлексия
- Скажите, что развивают камешки Марблс?
Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.
Спасибо за плодотворную работу!