Татьяна Валерьевна
Мастер-класс для воспитателей «Организация закаливающих процедур в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей : «Организация закаливающих процедур в ДОУ»
Подготовила:
Воспитатель ГБОУ СОШ № 1852
г. Москвы
Бурлеева Татьяна Валерьевна
Цель: обобщить и систематизировать представления о проведении закаливающих процедур в ДОУ бодрящей гимнастики после сна, массажных ковриков, игрового массажа.
Предварительная работа: поиск информации, обобщение опыта работы, анализ.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Организация закаливающих процедур в ДОУ“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: проектор; экран; электронная презентация программы «Закаливание как основа физкультурно – оздоровительной работы в ДО» варианты массажных ковриков.
Ход мастер-класса :
Слайд 1
Ведущий: Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим о закаливании.
К нам, воспитателям, обращаются родители часто болеющих детей с вопросом «Как же укрепить здоровье ребёнка?
- Надо закаливать дете!
Слайд 2 В основу физкультурно-оздоровительной работы входит закаливание. Закаливание является эффективным способом оздоровления детей. Многие из видов закаливания применяются в дошкольных учреждениях, включены в наши режимные моменты и являются частью физкультурных занятий.
Слайд 3 Закаливание - это повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами
Для закаливания используют естественные факторы природы — воздух, воду, солнце.
В результате систематического закаливания происходят приспособительные реакции, способствующие расширению диапазона переносимых колебаний внешней температуры. Закаленный человек не только хорошо переносит охлаждение, у него значительно повышается устойчивость к недостатку кислорода (гипоксии, обладают хорошим здоровьем, аппетитом). Закаливание также нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Повышается устойчивость эмоциональной сферы ребёнка, что делает его более сдержанным и уравновешенным. Кроме этого у ребёнка отмечается повышение выносливости организма, его работоспособности, улучшение настроения.
Слайд 4
Методы закаливания
1. Самый традиционный - метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое - воздух, вода, солнце и т д. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведет к хорошим результатам, но не сразу.
2. Метод - контрастный. У детей раннего возраста используется тепло – холод - тепло, а в дошкольном возрасте холод - тепло - холод.
3. Метод снижения температуры. В данном методе мы используем все принципы закаливания : систематичность, постоянство, учет индивидуальных особенностей ребенка, положительный эмоциональный настрой и др.
4. Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивным холодом (снег, ледяная вода, холодный воздух, тепловыми (вода, теплый воздух) факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивный холод и тепловые воздействия).
Слайд 5
Принципы закаливания : постепенность; систематичность; последовательность; комплексный подход; учет индивидуальных собенностей.
Правильное закаливание организма может дать положительный результат только при соблюдении принципов:
Слайд 6
под влиянием циклических упражнений и закаливающих процедур у детей :
- увеличивается работоспособность
- активно формируются двигательные умения и навыки
- развиваются основные двигательные качества
- воспитывается воля, смелость, дисциплина
- формируется привычка и интерес к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физическими упражнениями
- прививаются гигиенические навыки.
Это создаёт условия для повышения сопротивляемости организма ребенка к инфекции.
Слайд 7
Самый традиционный метод, процедуры закаливания водой это умывание Начальная температура воды должна быть + 26-28 т. е. примерно чуть выше комнатной температуры. Постепенно температуру воды следует понижать на 0,5-1 градус.
Слайд 8
Плавание - является одним из лучших средств закаливания.
Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата.
Слайд 9
Задачи занятий в бассейне:
- совершенствуется механизм терморегуляции,
- повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.
- укрепляется нервная система,
- крепче становится сон,
- улучшается аппетит,
- повышается общий тонус организма,
совершенствуются движения, увеличивается выносливость
Слайд 10
Одним из важнейших условий закаливания является длительное пребывание детей на свежем воздухе.
Прогулки на свежем воздухе:
- препятствуют развитию многих заболеваний, особенно простудных, а также способствует очищению дыхательных путей.
- способствуют укреплению иммунитета и оздоровлению сердечно-сосудистой системы, усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
- профилактика проблем со зрением, и в том числе близорукости.
- получения множества ярких эмоций и новых впечатлений.
Слайд 11
Физкультурные занятия так же относятся к физкультурно оздоровительному закаливанию.
Физкультурные занятия имеют большое значение, так как малыши постепенно овладевают физическими качествами и двигательными навыками. Физкультурные занятия проводятся в хорошо проветриваемых помещениях, или на участке детского сада.
Слайд 12
Массаж пальцев и рук с помощью массажных мячиков интенсивно воздействуют на кончики пальцев стимулируют прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Слайд 13
Ступня ноги – это важное место на нашем теле, в котором сосредоточены важные биологически активные точки нашего организма. Посмотрите, эти цветные пятна обозначают именно те места, раздражения которых приводит к активной деятельности тех или иных органов человека. А массаж всей ступни способствует повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Для массажа ног используем коврики, мячики.
Слайд 14
Закаливающее дыхание этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт.
Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использованным и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.
Слайд 15
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию.
Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.
Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой
Слайд 16
Задачи гимнастики после сна:
• увеличить тонус нервной системы;
• укрепить мышечный тонус;
• способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
• способствовать профилактике простудных заболеваний;
• развитие физических навыков;
• сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
Слайд 17
Хождение босиком является хорошим средством укрепления сводов стопы.
Босоножье - это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.
Слайд 18
при температуре пола не ниже +18 градусов в течении 4-5 дней по 3-4 мин.
Увеличивать процедуру по 1 минуту каждый день до 15-20 минут
Слайд 19
Ступня ноги – это важное место на нашем теле, в котором сосредоточены важные биологически активные точки нашего организма. Посмотрите, эти цветные пятна обозначают именно те места, раздражения которых приводит к активной деятельности тех или иных органов человека. А массаж всей ступни способствует повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям. Для массажа ног используем коврики, мячики.
Слайд 20 Коврики
Слайд 21
Массажные коврики - дорожки, используем в целях оздоровительной работы после дневного сна, имеют несколько видов рельефной поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.
Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы.
Хождение босиком на массажном коврике - это закаливание. Это и массаж стоп, и тренировка сосудов стоп, и тренировка нервной и эндокринной систем организма
Слайд 22
Многие родители заинтересовались методом закаливания ног
стопы (до лодыжек, который мы обсуждали на одном из родительских собраний и дали рекомендации :
«Стопы (до лодыжек) погрузить в таз с водой комнатной температуры на 1 мин. Затем растереть махровым полотенцем до ощущения тепла.
ИЛИ
в два тазика налить горячую и холодную воду, затем поочередно опускать стопы до лодыжек в эти тазики. Процедуру заканчивать опусканием ног в тазик с теплой водой. (для закаливающего эффекта в заключение опустить их и в тазик с холодной водой)»
Хочется отметить, что процедуры закаливания оказывают положительное влияние на весь детский организм и результаты этого закаливания способствуют повышению сопротивляемости организма к различным заболеваниям и к хорошей посещаемости детей.
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ СНА.
Ведущий: А теперь я предлагаю вам превратиться в детей. И пройти закаливающие процедуры после дневного сна.
Гимнастика пробуждения проводится в игровой форме со стихами. Дети просыпаются под звуки волшебной музыки, что создаёт для них радостный эмоциональный фон. В течении 2-3 минут выполняют лёгкие физические упражнения, в положении лёжа и сидя на кроватках.
Практическая часть:
1. Пробуждение. (Звучит музыка, на фоне музыки звон колокольчика)
Воспитатель :
Колокольчик золотой.
Он всегда, везде со мной.
«Просыпайтесь!» - говорит,
«Закаляйтесь!» - всем велит.
Посмотрите сколько мишек
Кошек, зайчиков, лисичек.
Мы все дружненько проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
2. Комплекс закаливающих упражнений в кровати.
Воспитатель :
На коврике зайчата спят,
Просыпаться не хотят.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять руки вверх за голову, потянуться. (4р.)
Вот на спинку все легли
Расшалились тут они.
И. п. : лежа на спине,
положение рук и ног поднятых перпендикулярно.
Хорошо нам отдыхать,
Но уже пора вставать.
И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища.
Поднять руки вверх перед собой и потереть ладони друг об друга (4р.).
3. Комплекс закаливающих мероприятий перед кроваткой.
Воспитатель : Скачет зайчик скок да скок
Прыг на коврик островок.
Встали зайчатки,
Выгнули спинки.
И. п. : стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться (4р.).
Разгладили лапки.
И. п. : стоя, ноги на ширине плеч, руки положили на плечи.
Лёгкое похлапывание по плечикам.
«Поднимаем плечики как в траве кузнечики».
Воспитатель : А теперь мы будем печь блины и угощать друзей.
Массаж рук и пальцев:
Ой, лады! Ой, лады! (Дети хлопают сверху по левой)
Мы блинов напекли! (а затем по правой руке.)
Первый дадим зайке, (Массируют большой палец.)
Зайке-попрыгайке.
А второй лисичке, (Массируют указательный палец.)
Рыженькой сестричке.
Третий дадим мишке, (Массируют средний палец.)
Бурому братишке.
Блин четвёртый - котику, (Массируют указательный палец.)
Котику с усами,
Пятый блин поджарим (Массируют мизинец.)
И съедим мы сами!
Воспитатель : А чтобы съесть горячий блин надо на него подуть.
Дыхательная гимнастика.
4. Ходьба по дорожкам здоровья.
В. : А теперь пойдем мы в лес,
Он полон сказок и чудес
Идем по дорожке,
Высоко поднимая ножки.
Зайки по лесу гуляли,
Травку сочную щипали. Выполнение ходьбы по дорожке здоровья
5. Массаж спины (дети стоят друг за другом и выполняют движения)
Воспитатель : А в лесу дятел живет.
Дятел жил в дупле пустом, (Дети похлопывают ладонями по спине)
Дуб долбил, как долотом.
Целый день мы слышим стук,
Это дятел тук, да тук. (Дети постукивают подушечками пальцев по спине)
Пообедал червечком, а поужинал жучком.
Дуб скрипит: «Что там за стук?»
Снова дятел тук да тук, (Поглаживают спину ладонями.)
Постучал и замолчал,
Потому что он устал!
Воспитатель : Пусть дятел отдыхает. А мы дальше по лесу пойдем, много там чего найдем.
Воспитатель : Ребятки, посмотрите, кого мы с вами встретили? (воспитатель показывает игрушку ежика)
Воспитатель :
Ежик, ежик, полечи
Ножки нам пощекочи.
Дети выполняют упражнение с массажным мячом «Ежик» :
Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мяч с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой) .
Воспитатель : Ребята, поблагодарим нашего ежика и отдадим ему мячики. Попрощаемся с ним.
А мы идем дальше.
Дальше по лесу пойдем
На полянку попадем
На полянку мы зайдем
Обувь там свою найдем.
Дети обуваются.
Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие в лес? А теперь обувайтесь и одевайтесь.
Подготовила и провела
Воспитатель 2мл. группы
Бурлеева Татьяна Валерьевна