Ольга Перова
Мастер-класс для воспитателей «Музыкальные игры для развития чувства ритма»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Березка»
Конспект мастер-класса для воспитателей на тему «Музыкальные игры на развитие чувства ритма»
Подготовила музыкальный руководитель
Перова О. М.
Переславль-Залесский
2019
МАСТЕР-КЛАСС
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА»
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Музыкальные игры для развития чувства ритма“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: развитие чувства ритма через игру на музыкальных инструментах
Задачи:
- познакомить детей с разными видами музыкальных инструментов и основными приемами игры на них;
- формирование музыкальных способностей : чувства ритма, звуковысотного и тембрового слуха;
- развитие творческого потенциала;
- приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному, осмысленному музицированию.
Ход мастер-класса
Игра на детских музыкальных инструментах – одна из самых доступных и развивающих форм музицирования в детском саду. Она развивает :
- мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
- способствует развитию музыкальных способностей (мелодического слуха, чувства ритма, фантазии и творческого воображения);
- способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость;
- развивает память и умение концентрировать внимание.
Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.
Процесс обучения детей игре на музыкальных инструментах долгий и сложный, поэтому он должен быть последовательным. Когда я знакомлю дошкольников с каким-либо инструментом, я показываю сам инструмент (или иллюстрацию с этим инструментом, играю на нем (или даю послушать фонограмму) и даю возможность детям самим поиграть на этом инструменте.
Я предлагаю Вам познакомиться с музыкальными играми и поиграть в некоторые из них.
Я начинаю вводить музыкальные инструменты с 1 младшей группы. Поскольку дети еще совсем маленькие, то играем мы только на погремушках. Сначала мы стучим погремушкой по ладошке, после можно добавить еще один способ игры – потрясти погремушкой.
В первой младшей группе лучше всего использовать танцы-игры с погремушками. Это небольшие песни, когда нужно просто выполнять те движения, о которых поется в этой песне. Например, постучали, потрясли, побежали, покружились, спрятали и т. д.
Во второй младшей группе добавляются инструменты. Какие? Бубенцы, колокольчики, ложки. Когда дети познакомились с несколькими инструментами, как итог можно провести игру для выявления результатов знаний. Игра может называться по-разному: «Угадай, на чем играю» или «Узнай инструмент». Вообще эта игра подходит для детей любой возрастной группы. Только для каждого возраста необходимо использовать знакомые и соответствующие возрасту инструменты.
Как играть в эту игру? Я прячу музыкальные инструменты за ширму и по очереди играю на музыкальных инструментах, а дети по звучанию должны угадать инструмент, на котором я играю.
В средней группе добавляются еще инструменты. Например, барабан, бубен, маракас. Помимо игры «Угадай, на чем играю», можно также использовать игру «Мы загадки отгадаем, на инструментах поиграем». По названию игры можно догадаться, что я загадываю загадки, а ребенок, отгадав инструмент, выходит и играет на нем.
В старшей группе добавляются такие инструменты, как треугольник, трещотка, металлофон. Игра «Угадай, на чем играю» становится для них уже несложной: дети легко угадывают звучание инструментов.
«Игра в оркестр». Это игра для детей старшего дошкольного возраста. Дети встают вокруг стола, на котором лежат инструменты, берут любой инструмент и под музыку идут вокруг стола, играя какой-либо ритм. Ритм должен быть у всех одинаковый. Потом по сигналу кладут инструменты на стол и ведут хоровод. Дальше по сигналу снова берут инструмент, но не тот, на котором они уже играли, а тот, который оказался ближе.
С детьми подготовительной группы можно использовать непростую игру «Услышь и повтори». Как играть в эту игру? На двух столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Участники игры встают друг к другу спиной. Педагог играет на каком-либо инструменте любой ритм, а ребенок должен определить, на каком инструменте Вы играли, и повторить исполненный Вами ритм.
Для игр старшего дошкольного возраста попрошу выйти ко мне фокус-группу. Спасибо.
Я предлагаю вам поиграть в игру детей старшей группы «Игра в оркестр» под танец «Летка-енка». Ритм будет вот такой … .
А сейчас я предлагаю Вам поиграть в игру «Услышь и повтори».
Сложно было? А что для Вас было сложней: придумывать или отгадывать? Спасибо, присаживайтесь.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Игра на музыкальных инструментах – один из любимых видов исполнительской деятельности детей, являющейся лучшей формой приобщения их к совместному коллективному музицированию. Ее назначение - способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт старших дошкольников, развивать их интерес к исполнительской деятельности, чувство музыкального ритма и усвоение приемов игры, эмоциональное отношение к музицированию.
Благодаря систематической работе по данному направлению, к подготовительной группе дети обладают прочными знаниями о музыкальных инструментах – правильно называют музыкальные инструменты, угадывают инструменты по звучанию, владеют приемами игры на них.
Музыкальные инструменты для детей всегда останутся чудесными, необыкновенно притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для ребенка – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент.
Анализируя проведенную работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей : тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память. Дети сами ориентируются в разнообразных приемах игры, у них развивается слуховой контроль.
Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, подходим к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нем мелодий на музыкальных инструментах.