наталия кивал
Мастер-класс для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.
Оборудование: мнемотаблицы, цветик –семицветик, слайдовая презентация.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о мнемотехнике;
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Форма проведения: педагоги, без участия детей. Сообщение и практическая работа.
Ход мастер – класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.
Сегодня мне хотелось не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы использования мнемотаблиц, которыми я пользуюсь в речевой работе с детьми.
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов?
Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно!
И как найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Здесь на помощь приходят сюжетные картинки.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
А чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, я использовала с детьми подготовительной группы приемы мнемотехники.
Мнемотехника - система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. Это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения).
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении пересказу, так мы в подготовительной группе использовали мнемотаблицу при пересказе рассказа Чарушина «Медведь».
Так же мнемотаблицы можно использовать при загадывании загадок, заучивании пословиц и поговорок.
Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование мнемотаблиц для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, профессиях, животных, овощах и фруктах и т. д.
Так мы по алгоритму описывали с ребятами домашних и диких животных.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Так с детьми мы разучивали стихотворение С. Я. Маршака «Тает месяц молодой»
Практическая часть
1. А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
И мы с вами с помощью мнемотаблицы попробуем разучить стихотворение «У лисы в лесу глухом».
Выделяют следующие этапы работы над стихотворением :
• Взрослый выразительно читает стихотворение.
• Сообщает, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
• Задает вопросы по содержанию стихотворения.
• Выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для детей форме.
• Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
• Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
У лисы
В лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Под кустами
Еж колючий
Нагребает
Листьев кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
2. Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.
На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь, на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать!
Итак. (педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).
3. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». Выборочно у вас на столах лежат лепестки цветка, на которых зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать и собрать наш цветик-семицветик.
«Не имей сто рублей, а имей – сто друзей»
«Яблоко от яблони недалеко падает»
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
«Под лежачий камень вода не течёт»
«Не рой другому яму, сам упадешь».
«Семеро одного не ждут».
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»
На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т. д.
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
– Я думаю, что та часть игр с мнемотаблицами, которую я показала вам сегодня, Вам пригодится.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!