Татьяна Михайловна Волгапкина
Мастер-класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении дошкольников грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: показать педагогам эффективность использования игровых элементов в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.
Главными задачами педагогов ДОУ являются развитие у детей индивидуальных способностей, умение видеть перспективу применения полученных знаний для качественной подготовки воспитанников к школе.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Игровые элементы в обучении дошкольников грамоте“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Научить детей «слышать» звуки, давать характеристику (гласный, согласный; звонкий, глухой, твердый, мягкий, подготовить их к фонемному и фонематическому разбору слов в школе - задачи подготовительного периода познания грамматики в детском саду.
В разработанных программах обучения грамоте в подготовительной группе детского сада (независимо от того, по какой программе работает ДОУ) предполагается развитие фонематического слуха, работа над узнаванием и различением фонем; обучение детей первоначальному чтению и подготовка базы для успешного овладения навыками письма.
Ребенку не всегда легко и доступно то, что кажется взрослым простым и элементарным. И поэтому для того, чтобы дети быстрее и нагляднее понимали суть обучения грамоте, педагог может использовать различные игры для усвоения материала. Игра помогает воспринять сложную грамматику русского языка весело, забавно и без принуждения
Применяемые мною на практике игры по развивающим задачам условно я разделила на следующие группы:
1. Игры, помогающие определить твердость и мягкость звука.
2. Игры, оформленные в виде сказок по фонетике.
3. Игры, направленные на формирование первоначальных навыков чтения.
Я сейчас на практике покажу использование игровых элементов на формирование способности ориентироваться в звуковой и знаковой системе языка:
Игра: «Чаепитие»
Выстраиваю твердый и мягкий ряд гласных, дети выбирают, какой согласный звук пойдет на чаепитие к тому или другому ряду. Например: согласный [М] собрался в гости к первому твердому ряду. (согласный звук может быть наряженным, например в шляпу, или сарафанчик) Дети пропевают слияние согласного с гласными твердого ряда. МА,МО,МУ,МЫ,МЭ. Итак в течение занятия несколько звуков хотят на чаяпитие.
Игра «Цветные сарафанчики» помогает детям понять твердость и мягкость согласных.
Детям наглядно даю понятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки», т. е. из цветного картона вырезаются цветные сарафанчики, синие, зеленые и красные. Красные-гласные, зеленые –мягкий звук, синий- твердый звук. Каждый ребенок выбирает карточку со слогами (позже словами) и наряжает каждый звук в слоге.
Игра «Два волшебника». Жили-были два брата, два волшебника. Один был суров и тверд характером, никогда не смягчался и были у него в подчинении слуги А О У Ы Э. Второй был брат мягкий волшебник и добрый и были у него в подчинении слуги Я Ё Ю И Е.
У каждого волшебника был свой замок.
Выберите каждый для своего замка вещи, подходящие вам. Не забудьте, что Твёрдый волшебник должен выбирать слова с твёрдыми согласными звуками, а Мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. (Вот список предлагаемых вещей - шкаф, стол, диван, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, лампа, ложка, вилка.)
В этой игре дети учатся анализировать звуковой состав слова и делать простейшие выводы.
Для запоминания букв и их узнавания я провожу игры:
«Какая буква потерялась?»
Показываю фрагмент буквы, по которому дети должны угадать букву, вариантов может быть несколько.
Данные игры не только помогают запоминанию и узнаванию буквы но и развивают пространственное мышление и внимание.
Для быстрого усвоения навыков чтения, использую игру «Кирпичики».
На каждом кирпичике нарисован слог-слияние, как только ребенок смог прочитать слог, подходит к доске или к стене с изображением дома и ставит свой кирпичик. В конце занятия у нас выстраивается домик со слоговыми кирпичиками.
Поиграйте в игру "Скажи слово". Покажите ребенку какой-либо слог в таблице. Пусть ребенок его прочитает и придумает слово, начинающееся на этот слог.
«Прочитай слово по его половине».
Читаю половину слова, а дети предлагают варианты ответов.
Позже ребенок сам читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.
Чтобы упражнение было более интенсивным, не забывайте о лишних ответах (добавляйте одну непарную половину слова)
Таким образом, игры, предложенные на формирование первоначальных навыков чтения, способствуют закреплению понимания прочитанного, т. е. осознанному чтению, что очень важно на первоначальных этапах формирования слогового чтения.
Я желаю, чтобы показанные мною игровые элементы успешно использовались педагогами в работе и помогали готовит детей с отличными грамматическими знаниями.