Анна Ваганова
Мастер-класс для воспитателей «Гендерный подход в обучении детей рисованию в технике «Sand Art»»
▼ Скачать + Заказать документы
Часть 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на своем мастер классе, тема которого «Гендерный подход в обучении детей рисовании в технике «Sand Art»».
Давайте ответим с Вами на такой вопрос: «Чем можно рисовать?» (карандашами, мелками, пластилином и д. т.)
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Гендерный подход в обучении детей рисованию в технике „Sand Art““» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисовать можно практически, чем угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования - кляксография, монотипия, рисование ватными палочками и т. д. Но, пожалуй, самые необычные и самые волшебные изображения получаются с помощью песка, точнее, с помощью рисования песком на световом столе. Именно поэтому данная техника вызывает особый интерес у детей и взрослых.
Этот необычный вид искусства называется «Sand Art», т. е. «искусство песка». Песок - та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, так как дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками.
«Sand Art» это уникальное искусство создания мимолетных рисунков на стекле, которые может разрушить даже малейшее прикосновение или дуновение ветра. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой.
Можно бесконечно много говорить о технике «Sand Art» и о её пользе. Но вы спросите, а в чём же заключается гендерный подход, а вот в чё м:
1. Мальчикам в отличии от девочек требуется больше пространства.
(поэтому мы предлагаем выбор места работы или световой стол, или боксы и планшеты)
2. У мальчиков чаще в работе присутствуют простые, крупные объекты.
3. Девочки большое значение придают украшательству, прорисовке.
4. Мальчикам и девочкам нравятся абсолютно разные темы.
5. Рисуют мальчики, девочки украшают рисунок. (мы не забываем о том, что девочки и мальчики должны научиться общаться и для этого они иногда работают вместе)
Прежде чем приступить к практической части мне бы хотелось уделить внимание что нужно для рисования на песке (слайд)
Часть 2
Сейчас, я хотела бы вас, познакомить с техникой рисования песком.
Для выполнения практической работы мне бы хотелось пригласить несколько человек: за световой стол 2 человека, по одному человеку за боксы и по одному человеку за планшеты.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас.
- Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей). Тогда мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал
Ритуал «входа» в Песочную страну:
Педагог: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы. Вытяните руки над песочницей ладонями вверх и произнесите за мной заклинание:
«Песочная фея нам помоги, В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три, Сердце свое для добра распахни!»
В это время стол может быть закрыт, для того чтобы дети не отвлекались, т. к. им всегда хочется скорее потрогать. Могут быть использованы песочные часы, пока песочек весь не высыплется мы к работе не приступаем.
Педагог: Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.
Вот здесь мы предлагаем детям на чём им работать, мальчики всегда выбирают планшеты и боксы, а девочки почти всегда встают за световой стол. Проводя пед. диагностику мы видим, что планшеты выбирают малообщительные дети, более смелые выбирают боксы или стол. И наша задача постепенно сделать так чтобы эти дети перестали боятся и сперва перешли на боксы, а потом и на световой стол.
Сперва я хотела бы показать самые простые и элементарные упражнения которые я использую на своих занятиях.
На ровной поверхности песка дети и взрослый делают отпечатки кистей рук: внутренней, а затем внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка и вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Педагог: - Ребята, положите руки на песочек, и потрогайте его! Мне приятно, а вам? (Ответы детей)
- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?
- Песок, какой? (Ответы детей)
Педагог: Давайте уберем руку и посмотрим, что осталось? (Ответы детей)
- На что может быть похож отпечаток ладошки? (Рассуждения детей)
Педагог дорисовывает усики и помогает детям увидеть и дорисовать бабочку. (Дети любуются красивой бабочкой). может быть бабочка и осминожка и т. д.
Педагог: Вдруг откуда ни возьмись, налетел ветерок, и бабочка улетела… (Дети разравнивают песок ладошкой)
Педагог: Ребята, хотите ещё потрогать волшебный песок?
(Делают отпечаток левой руки)
- Ой, ребята, что за «чудо-юдо» с иголками нарисовалось? Посмотрите, сколько иголок у нашего гостя, а вот и маленький носик!
(Ответы и творчество детей)
Педагог: И снова ветерок подул, тучку принес, дождик пошел…
(Дети рисуют дождик пальчиками обеих рук, тучку - любым пальчиком, лужу – разравнивают песок ладошкой).
Далее педагог просит детей перевернуть руки ладонями вверх и так потрогать песочек.
Дети, убрав руку, смотрят, что получилось? Педагог в это время загадывает загадку:
Хожу, брожу по волосам, а зубы у меня длинней, чем у волков и медведей. (Ответы детей)
Дети дорисовывают расческу.
Педагог: Еще пуще ветер разгулялся, (дети ровняют песок) и оказались мы с вами ребята, в густом лесу (Рисуют лес, деревья большие и маленькие – левой и правой рукой поочередно, вот и дорожка, а по дорожке катится круглый, румяный… (Хор. ответы детей).
Рисуют колобка кулачком, и применяют прием насыпания песка по образцу педагога. Рисуя «Колобка», дети могут припевать песенку из сказки.
Педагог: Катился «Колобок», катился… и вдруг, навстречу ему… (ответы детей, и все-таки, кого-же встретил колобок?
Педагог загадывает загадку:
«Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку… (Ответы детей).
Эти упражнения можно использовать для младшего и среднего возраста.
Для более старшего возраста я также использую ритуал входа также повторяем правила работы.
Вот фрагмент занятия в старшей группе.
Здравствуйте ребята вас приветствую я сказочница. Сегодня я приглашаю вас отправиться в страну сказок, а сказки там не простые, а песочные. Чтобы нам перенестись в песочную страну нам нужен «ковёр самолёт». Садитесь ребята поудобнее, закрывайте глазки. В путь! (звук взлёта и посадки). Вот мы и в песочной стране сказок.
Ой,а куда же нам идти, я не знаю. (появляется песочная фея) Здравствуйте ребята, здравствуй сказочница. Я песочная фея я вам помогу. Но чтобы увидеть всю красоту моей сказочной страны и получить волшебный подарок, нужно выполнить задание. Вы согласны?
Задание. «Дополни имя».
У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
Для девочек:
Елена. (Прекрасная)
Сестрица. (Алёнушка)
Василиса. (Премудрая)
Крошечка. (Хаврошечка)
Марья. (Искусница)
Для мальчиков:
Кощей. (Бессмертный)
Мальчик. (с пальчик)
Братец. (Иванушка)
Иван. (Царевич)
Змей. (Горыныч)
Дольше задание нарисовать сюжет сказки.
Здесь я использую свои сказки для мальчиков и девочек разные.
Прочтение сказок.
Рисование понравившегося сюжета.
Ритуал выхода:
Теперь протянем ручки над песочницей и сделаем движение, как будто скатываем шарик. А теперь повторяем:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Рефлексия
Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания.
Спасибо за внимание!