Ольга Ларина
Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев». Рекомендации по проведению пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев»
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст».
Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования детей младшего дошкольного возраста. Ребенок усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.
Публикация «Консультация для родителей „Ум на кончиках пальцев“, Рекомендации по проведению пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Темочки
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», - сказал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Давайте разберемся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. То есть, если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае, например, распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас, в России, с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Игры с пальчиками — представляют собой не только способ развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного общения с близкими людьми.
Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес детей и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр:
• Важно помнить, что пальчиковые игры следует проводить согласно возрасту ребенка, иначе детям быстро они разонравятся, поскольку некоторые упражнения будет сложно выполнять, а порой и неинтересно.
• Играть в пальчиковые игры нужно каждый день. И чтобы ребенок сохранил к ним интерес следует их обновлять, а через некоторое время можно вернуться к позабытым.
• Не перегружайте ребенка сложными пальчиковыми играми и не проводите слишком длительные занятия (не более 20 минут в день). Занятия сначала начинайте с простых игр, постепенно увеличивая более сложными.
• Перед игрой обсудите с ребенком ее содержание, при этом обрабатывая нужные движения, комбинации пальцев и жесты. Это позволит подготовить ребенка правильно выполнять упражнения.
• Ни в коем случае не принуждайте ребенка к игре, если он не хочет. Попытайтесь узнать, по какой причине он не желает заниматься. Может ему не нравится определенная игра или у него просто нет настроения, а может он приболел?
• Не следует ставить сразу перед ребенком несколько задач. Например, показывать движения пальцами и произносить текст одновременно.
• Всегда поощряйте ребенка за его старания в игре и никогда не ругайте, если что-то у него не получается.
На музыкальных занятиях в нашем детском мы тоже уделяем пальчиковым играм большое внимание. Каждый месяц дети знакомятся с новой игрой, которые проигрываются детьми на каждом занятии, начиная с 1-й младщей группы и усложняются с каждым возрастным периодом.
Пальчиковые игры для всех возрастов
1-я мл. группа
Пальчиковая игра «Зайчик»
Жил-был зайчик –
длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости. Три пальца сложить в кулачок,
указательный и средний – ушки.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Трут нос.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Гладят «хвостик».
Крутят «руль».
2-я мл. группа
Пальчиковая игра «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вся и моя семья. Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.
Дотронуться до указательного пальца.
Дотронуться до среднего пальца.
Дотронуться до безымянного пальца.
Дотронуться дотронуться до мизинца.
Выполнить «фонарики».
Средняя группа
Пальчиковая игра «Капуста»
Что за скрип? Что за хруст?
Это, что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я капуста?
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
И в кадушечку кладем. Сжимать и разжимать пальцы.
Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими.
Пожать плечами.
Сделать из пальцев «шар».
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.
Движения пальцев, имитирующие посыпание солью.
Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
Хлопки с попеременной сменой ладоней сверху.
Старшая группа
Пальчиковая игра «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
С вами мы подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы закончили считать. Соединять пальцы в «замок».
Касание кончиков пальцев обеих рук.
Поочередное касание пальцев обеих рук начиная с мизинцев.
Резко сжать и разжать пальцы обеих рук.
Поочередное касание пальцев обеих рук начиная с мизинцев.
Руки опустить вниз, встряхнуть кистями.
Подготовительная к школе группа
Пальчиковая игра «Гости»
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут!
- Ну и что?
- Здрасьте, здрастье!
- Чмок, чмок, чмок! Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
Три раза постукивают друг о друга большие пальцы.
Постукивают мизинцы.
Постукивают указательные пальцы.
Средние пальцы дважды перекрещиваются друг с другом.
Постукивают друг по другу. («Гости целуются».)