Татьяна Астахова
Консультация для педагогов «Ум на кончиках пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
стахова Татьяна Михайловна
Воспитатель
СП «Детский сад №3 ГБОУ СОШ №30 г. о. Сызрань»
Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Поэтому наиважнейшей задачей, которая стоит перед педагогами дошкольного воспитания, это задача развития мелкой моторики руки ребенка. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Публикация «Консультация для педагогов „Ум на кончиках пальцев“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка кроме мелкой моторики также тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.
Второй год наш детский сад является пилотной площадкой по развитию познавательного интереса дошкольников к математике. И, несомненно, развитие мелкой моторики руки, связано с этой большой работой, которая проходит в комплексе со всеми видами детской деятельности. К примеру одним из важных моментов в развитии старших дошкольников это ориентировка на листе бумаги, основой ориентировки, является умение определять правую и левую стороны, знакомить с понятиями верх-низ, сзади- спереди. Кроме того в процессе работы развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет важное значение для подготовки руки к письму. Улучшается внимание, память. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность.
Существует большое количество подходов к решению проблемы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Обратившись к пластилинографии и объёмной лепке, я объясняю это её колоссальными воспитательными резервами и огромными педагогическими возможностями, которые влияют на формирование речи, художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми. Пластилинография, как синтез рисования, лепки и аппликации, способствует развитию творческих способностей, выступает одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук. Особенно успешно проходит работа, если использовать в пластилинографии различные виды круп, зерен, семян. Использовать можно просо и перловку, рис и гречку, фасоль и колотый горох, семена подсолнечника тыквы, зерна кофе, а также все другие продукты, чей творческий потенциал еще не раскрыт. Работа с ними способствуют развитию моторики пальчиков, ребенок может приклеивать их к бумаге, вдавливать в пластилин или просто пересыпать из одной руки в другую.
Готовые шаблоны для поделок из крупы для детей можно заполнять не одним видом крупинок, а разными, таким образом, у вас получиться фактурная картинка. Пластилин необходимо тщательно размять в руках, чтобы он стал мягким, а затем небольшими кусочками буквально «размазать» его по картонной поверхности. Когда вы заполните поверхность пластилином, сверху можно вдавливать крупинки, или зерна они будут надежно зафиксированы в пластичной основе.
Для малышей надо выбирать самые простые поделки из семян и круп своими руками с крупными фрагментами, например, дошкольник может сделать цветок подсолнуха: оформить серединку семечками, которые закрепить на основе с черного пластилина, а для оформления желтых лепестков использовать окрашенный желтым красителем лущеный горох или например иголочки ёжика можно изобразить в виде вдавленных в пластилин семян подсолнечника. В творчестве используют любые зерна, которые можно вдавливать, так, как хочется ребенку, в той манере, которую он сам для себя определит и которая удовлетворит его эстетические чувства. Такую поделку можно оформить и повесить как деталь декора дома.
Тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Занятия нетрадиционной изодеятельностью, такой как пластилинография с применением зерен, семян и крупы позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес к учебным мероприятиям. И помните, на занятиях по художественному творчеству, дети должны получать не только знания и навыки, а также радость, удовольствие, быть счастливыми от своих маленьких успехов.
Творите и получайте удовольствие от своей работы, потому, что все -то хорошее, что мы вкладываем в детей, обязательно возвращается прекрасными плодами.
Литература:
1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программы и конспекты занятий (Текст) – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Новикова И. В. Открытки и сувениры к праздникам – Ярославль: Академия развития, 2011.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей: Скрипторий -2012