Заболотняя Любовь Павловна
Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»
Цели:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2024
2. Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.
Задачи:
• Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
• Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
• Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.
Предварительная работа:
Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). Памятку для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».
Оборудование:
Выставка «Игры для развития сенсорики»;
игры : «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, подготовить сенсорные коробки (грецкие орехи, желуди, шишки, «Золушка» (горох, фасоль, «Дорожки» (цветная изолента, «Коврик от твистера» (фигуры из картона разного цвета и величины, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, «Рисуем на крупе» (плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков).
Повестка:
1. Выставка игр.
2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».
3. Игротека.
4. Игра на рефлексию.
Участники: родители, воспитатели.
Ход встречи:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорная интеграция в развитии детей». Мы для вас приготовили выставку простых сенсорных игр.
Беседа с родителями.
Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т. к. дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.
Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами).
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.
Игротека.
Игра «По дорожкам»
По дорожкам отправились в осенний лес. Собираем листья,
1 команда – желтые
2 команда – красные,
1 лист - зеленого цвета у воспитателя.
Вопрос: Посмотрите ребята, сколько у меня листьев?
Вопрос: А у вас сколько?
Вопрос: Какого цвета у меня листочек?
Вопрос: А у вас?
Игра «Чудесный мешочек»
Вопрос: Деревья какие? Покажите какие?
Вопрос: Посмотрите, кто это тут под деревом сидит?
Правильно белка. Белка приготовила нам мешочек. Что же в нем? Сейчас мы посмотрим!
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы.
Задание: Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Орехи»
: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом.
Задание: Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 грецкий орех большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела!
Игра «Полотно от твистера»
Закрепляем цвета, форму предмета.
На полотне круги разных цветов, нужно фигуры и овощи отнести на круг того цвета, который соответствует цвету фигуры или овоща.
Игра «Сенсорный коврик»
Мы пришли на лужок.
Как ярко светит Солнышко!
Задание: Прикрепите солнышко.
Найдите домашних птиц.
Назовите маму и их детенышей.
Найди кошку (домашнее животное).
Найди зайчика и покорми морковкой.
Покажи гуся, как он говорит?
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
Воспитатель: Устали наши пальчики! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся наши ручки. Поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок
Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье!
Игра «Шагаем в пробках»
Предлагаю после такой гимнастики, поиграть в игру.
Задание: Посмотрите на столе у нас лежат пробки, и мы сейчас в них с помощью пальцев, будем шагать. Пробки, могут помочь нам в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Игра «Чаепитие»
Мы с Вами прогулялись по лесу, немного замерзли, предлагаю пройти в дом на теплую, уютную кухню. Садимся за столы.
Задание: Ой! Посмотрите, а у нас все чашки и блюдца перепутались, помогите подобрать к чашке блюдце такого же цвета!
И пока Вы пьете чай, мы Вам расскажем «Игры на кухне».
- Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки, рекомендации «Давай поиграем»).