Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук посредством организации нетрадиционных игр с пальчиками»

Раиса Строгонова
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук посредством организации нетрадиционных игр с пальчиками»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс родителей

«Развитие мелкой моторики посредством организации игр с пальчиками»

Провела: Строгонова Р. А.

Прежде, чем начать свой мастер-класс, я предлагаю вам, уважаемые родители, зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы с вами отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие мелкой моторики рук посредством организации нетрадиционных игр с пальчиками“» размещена в разделах

Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс[/https://www.maam.ru/detskijsad/586709/newpost.html3][/i]

Великий физиолог Николай Александрович Бернштейн говорил: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». А высказывание Иммануила Канта, что рука является вышедшим наружу головным мозгом, прозвучало еще задолго до того, как была доказана значимость развития тонкой моторики рук.

Действительно, развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь ребёнка. Ведь моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь ребёнка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми. Другими словами, хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения :

хватание: ребенок учится захватывать предмет

соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета

подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий

• движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Начать можно с самомассажа.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

1. "ПУНКТИРЫ". Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

2. "ПИЛА". Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

3. "УТЮЖОК". Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

4. "КАТОК". И. п. то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

5. "БУРАВЧИК". И. п. то же. Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки производим движения по типу буравчика на левой ладони. То же для другой руки.

6. "КРАБ". И. п. то же. Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

7. "СОГРЕЕМ ЛАДОШКИ". Сильно потираем руки.

8. "СПИРАЛЬКИ". Каждый палец левой руки поочерёдно, начиная с мизинца, кладётся на четыре пальца правой руки. Большим пальцем правой руки делаем спиралевидные движения по пальцу левой снизу вверх от основания к подушечке. То же для другой руки.

Игры с различными предметами и материалами.

Цели и задачи:

развитие хватания

развитие согласованных движений обеих рук

развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук

формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний

развитие осязания

развитие мышления и воображения.

Материалы:

• Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения:

• показ действий

• действия руками ребенка

• поэтапная словесная инструкция.

Игры:

• "Прячем ручки",

• "Спрячь в ладошке",

• "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы,

• "Непослушные колечки" (игра в пирамидку,

• "Забавные шнурки",

• "Пришей пуговицу",

• "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок,

• "Одеваем кукол",

• "Поиграй на пианино",

• "Пальчиковый театр",

Пальчиковые игры.

Цели и задачи:

развитие согласованных движений обеих рук,

развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук,

развитие внимания.

Методы обучения:

• показ действий

• действия руками ребенка

• самостоятельные действия ребенка.

Предложу вашему вниманию одну игру:

1. На одном из занятий познакомим детей с пальчиками :

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою, всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие "пять да пять",

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

- Да, дети, это пальцы.

- А почему вы догадались?

- Почему пальцы "родными братьями" называют?

- У всех пальцев каждой из рук "мама" - это кисть.

- Любите ли вы играть с пальчиками?

- Покажите пальчики правой (левой) руки.

- Попросите братьев правой и левой руки поздороваться.

- Дети, кто из вас знает как этот (показываем большой) палец называется?

- Как вы думаете, почему он так называется, большим?

- А давайте спрячем большой палец и попробуем что-либо сделать рукой без него.

- Возьмите со стола карандаш (дети делают попытку взять карандаш).

- Представьте, что это не карандаш, а ложка, приготовьтесь к еде.

- Видите, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

- И еще 4 братца. Идут они навстречу старшему:

- Здравствуй, большак!

- Здорово Васька - указка! Мишка-середка! Гришка - сиротка! Да Крошка - Тимошка!

- Пальчики и называются : указательный, средний, безымянный, мизинец.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик, малышок

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья

Друг без друга им нельзя.

- Пять братьев: годами равные, ростом разные, кто такие?

- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать.)

- Наши пальчики могут все, значит они волшебные.

Правая и левая водят поезда,

Правая и левая строят города,

Правая и левая могут шить и штопать,

Правая и левая могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали.

Правая и левая спят на одеяле.

Опыт моей работы и результативность использования в практике традиционных методов таких как: пальчиковая и дыхательная гимнастики, логоритмика, выявил возможность способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика, кинезиология и Су-Джок терапия.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые родители, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать дома со своими детьми

Что же такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Уважаемые родители, предлагаю выполнить упражнение на развитие биоэнергопластики. Сначала я вам покажу, а затем выполним вместе.

“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх

“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”

«Дятел»

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д»

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять,пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

Долбит клювом по коре.

. На примере данного упражнения мы увидели, как происходит соединение артикуляционного аппарата с движениями рук.

Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су — Джок терапия.

Су — Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Стимуляция точек соответствия, массаж кистей рук способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга, что в свою очередь, активно развивает речь. Сейчас мне понадобится ваша помощь, пожалуйста, выйдите три добровольца.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок»

он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Если у вас под рукой не окажется шарика, можно сделать его самим из бумаги. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках Су-Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки съедят меня волки.

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су — Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом — кинезиология.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности. Так, философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Искуснейший врач Гиппократ, также пользовался кинезиотерапией. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Выполняя упражнения у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить её движением руки, тела, взглядом.

Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинизиологии.

“Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Кулак – ребро – ладонь”. На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

“Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

“Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

“Ухо – нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”.

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.

трясем кистями

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.

«моем» руки, дышим на них

К себе ладошки мы прижмем,

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

Гладить ласково начнем.

гладим ладонь другой ладонью

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

каждый палец зажимаем в кулачке

Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.

- Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей, что подтверждают результаты диагностики.

Конечно, вышеперечисленные методы нетрудно найти в литературе. Но можно и самим придумывать движения под содержание знакомого стихотворения.

Задание следующее: Нужно за 5 минут придумать под готовые стишки гимнастику с элементами кинизиологии, биоэнергопластики, Су-Джок терапии и затем показать нам. Задание понятно? Приступаем к выполнению.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оностучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня намастер-класс : свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! Мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и работу работу!

Задание: придумать гимнастику

с элементами биоэнергопластики.

Два цыплёнка,

Два мышонка

Учат бегать

Лягушонка.

Расшумелась мелкота –

Видно, близко нет кота!

Задание: придумать гимнастику

с элементами биоэнергопластики.

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача,

Рассердился сгоряча.

Задание: придумать гимнастику

с элементами биоэнергопластики.

Кот Тимошка жил на крыше.

Ниже, в доме, жили мыши.

По стене взбирались мыши,

Не боясь кота на крыше.

Задание: придумать гимнастику

с элементами кинезиологии

Речевое сопровождение:

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

Задание: придумать гимнастику

с элементами кинезиологии.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

Задание: придумать гимнастику

с элементами кинезиологии.

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо-

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

Задание: придумать гимнастику

с элементами су-джок.

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем

Мы капустку жмем, жмем

Задание: придумать гимнастику

с элементами су-джок.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, посредством якутских настольных игр» МБДОУ «Березка» Таттинский улус с. Ытык-кюель Варфоломеева Анна Серафимовна Воспитатель РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

Конспект мастер-класса по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек. Павлин из пластиковой бутылкиКонспект мастер-класса по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек. Павлин из пластиковой бутылки Авторы: Щербакова Инга Александровна, Говорова Наталья Вадимовна, Фурштакова Светлана Анатольевна и Черемушкина Татьяна Сергеевна. Добрый.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей с помощью игр и упражнений» " Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев". В. А. Сухомлинский. Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Разработала: воспитатель МБДОУ № 307 Власова.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори» Мастер-класс для родителей Тема «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста по системе Марии Монтессори» Автор: Антропова Надежда.

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования» в средней группе Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Задачи: - Дать.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук нетрадиционной формы» Мастер-класс для педагогов: «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики» Подготовила: Воспитатель Д. Н. Мордвинцева.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» Цель.  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи: показать.

Презентация «Мастер-класс «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук» Работая на младшей группе несколько лет, я заметила, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Нам хотелось бы начать с констатации.

Развитие мелкой моторики рук ребенка посредством использования якутских настольных игр Методическая разработка на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯКУТСКИХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР» Васильевой Анастасии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук посредством организации нетрадиционных игр с пальчиками»
Опубликовано: 19 ноября 2018 в 22:03
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики рук посредством организации нетрадиционных игр с пальчиками»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Строгонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД