Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка»

Татьяна Логунова
Мастер-класс для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия, получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы. Совершенствуется его мышление, внимание, восприятие. Но трудно представить, как бы в этом царстве ощущений и образов появилось слово, не будь общения.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие и обогащение словаря ребёнка“» размещена в разделах

Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения. Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями.

Как проводить домашнее занятие по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут представить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильм.

Для развития речи и, в частности, словаря крайне важно постоянное общение взрослых с ребенком. От этого зависит объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями и их названиями. Активный образ жизни семьи представляет благодатный материал для развития словаря : экскурсии в театр, цирк, зоопарк, лес, музей, поездки в другие города с другим климатом, флорой и фауной вызывают яркие впечатления. Такие ситуации нельзя не использовать для того, чтобы показать, назвать, пояснить, вызвать работу мысли, одновременно закрепив в речи ребенка новые слова.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с детьми. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором - пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком. Итак, вы на кухне с ребенком, у вас огромная возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка. Выкладывая из пакета овощи, попросите ребенка назвать их. Важно пояснять, в чем различие и сходство между похожими овощами или фруктами, принесенными из магазина. Обратите внимание на цвет, форму и величину, попросите внимательно рассмотреть, понюхать и потрогать новый овощ или фрукт.

Предложите выбрать овощи необходимые для приготовления борща, продумать и назвать последующие действия (помыть, почистить, порезать, достать нужные предметы (кастрюлю, солонку, разделочную доску). Таким образом, в процессе приготовления ребенок закрепляет названия посуды, овощей, фруктов, бытовой техники и узнает новые слова-действия (варить, жарить, тушить, тереть, чистить) и слова-признаки (красный, фиолетовый, гладкий, шершавый, жесткий, овальный, продолговатый). Перед вами лежат яблоки. Считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» : кто больше подберет слов - признаков к слову «яблоко». (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое). Игра пройдёт интереснее, если вы предложите ребенку срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для развития моторики пальчиков. Предложите рассмотреть и сравнить ребенку несколько яблок. Это уже новая игра «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, а второе - красное; одно сладкое, а другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, а у второго – белые. Предложите ребенку самостоятельно придумать «новые» слова, соединяя два слова в одно : кислый и сладкий – кисло-сладкий, желтый и зеленый – желто-зеленый, сок выжимает – соковыжималка, кофе варит – кофеварка и т. д.

Аналогичным образом, любой предмет или ситуация могут служить поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Село», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые детям слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия. Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Художественная проза и поэзия воспитывают в ребенке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание. Иллюстрации к книгам помогают ребенку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребенку. Читать надо неторопливо, четко, выразительно. После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.

Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий :

Занимайтесь с ребенком ежедневно. Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребенку непонятные слова. Поощряйте детей, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (обучение практическим умениям)

Знакомство родителей с выставкой игр и дидактических пособий, способствующих обогащению и активизации словаря дошкольников. (педагоги рассказывают о представленных играх и пособиях)

Игра «Шаги»

Цель: обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с детьми, расширяя их словарный запас, и развивать речь в целом. Несколько участников встают в одну линию. После определения темы игры каждый из участников делает шаг, называя слово.

Темы для игры:

•"Все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай,

•"Все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава,

«Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит,

•"Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек.).

•"Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т. д.

«Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т. д.

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.

Ход игры: достать из мешочка предмет и описать его как можно подробнее.

Например: лимон-это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т. д.

Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации»

Цель: Познакомить родителей со способами активизация словаря.

Ход: родителям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их.

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят.) .

Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают.).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят.).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят.)

Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат.).

Представление творческой игры «Я дарю тебе словечко».

Воспитатель предлагает ввести в жизнь семьи традиционную игру

"Я дарю тебе словечко". Цель игры - увеличить словарный запас ребенка, объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители дарят ребенку новое для него слово и обязательно объясняют его значение. В понедельник дети приносят в группу подаренные дома слова и знакомят с ними всех ребят (это может быть рисунок). Все карточки складывают в шкатулку, и периодически с ними проводят разнообразные игры. Например: карточки высыпают в шляпу, дети поочередно достают по карточке, воспитатель зачитывает слово, объясняет его значение. Если играющий справляется с заданием, то получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Вариант игры: воспитатель поочередно достает карточки со словами, объясняет лексическое значение этих слов, не называя их. Ребенок, который угадывает слово, получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Для родителей вывешивается экран с теми словами, которые дети принесли из дома.

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, предлагаем Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы. А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей) :

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Благодарим родителей за участие в работе мастер-класса и позвольте вручить листочек доброты, который напомнит нам, каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами!

Публикации по теме:

Консультация «Обогащение и активизация словаря ребенка 3-го года жизни» В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М.

Мастер-класс для родителей «Чем занять ребёнка долгими зимними вечерами?»Мастер-класс для родителей «Чем занять ребёнка долгими зимними вечерами?» Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики, пропаганда и распространение разновидностей.

Мастер-класс для родителей на тему ’’Развиваем речь ребёнка’’ Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему. «Развиваем речь ребенка». Речь очень важна для общения,.

Мастер-класс для родителей «Социальное развитие» Как помочь ребенку понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Можно ли научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно начинать.

Методическая копилка. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста "Все наоборот" Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок. Материал. Две обезьянки (игрушки). Ход игры. Сегодня.

Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста в игровой деятельности Задачи, этапы и содержание работы по формированию словаря у де-тей Работа проводилась с 4 апреля по 15 мая 2016 года в группе младшего.

Обогащение и активизация словаря детей подготовительной группы компенсирующей направленности Развитие речи, обучение родному языку – составная часть всестороннего развития дошкольника. Овладение речью и дальнейшее её формирование.

Обогащение словаря способами словообразования и словоизменения Развитие речи старшего дошкольника, умение связано, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха - важнейшие.

Обогащение словаря старшего дошкольника средствами художественной литературы Обогащения словаря старшего дошкольника средствами художественной литературы в образовательной деятельности Автор: Терехова Елена Алексеевна,.

Презентация «Обогащение словаря детей 2-х-3-х лет через игровые технологии» Обогащение словаря детей 2-3 лет через игровые технологии Актуальность Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка»
Опубликовано: 11 января 2018 в 19:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Развитие и обогащение словаря ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Логунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД