Татьяна Гицевич
Обогащение словаря способами словообразования и словоизменения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи старшего дошкольника, умение связано, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха - важнейшие моменты в подготовке детей в школе.
Слово - основная структурная единица языка, без которой невозможна речевая деятельность. Успешность этой деятельности во многом зависит от объема словаря, используемого в общении, от трудности и правильности понимания значения слова, от возможностей его выбора и включения в требуемым контекст.
Публикация «Обогащение словаря способами словообразования и словоизменения» размещена в разделах
Словарный запах должен формироваться в тесной взаимосвязи с формированием грамматического строя речи. Искаженное грамматическое оформление, т. е. несоответствие слов друг другу вроде, числе, падеже и т. д (Например, красный шапка, пять яблоко, семь карандашов, рисовать фломастеры и др., ведет к непониманию смысла высказывания, мешает правильно осознавать содержание как отдельных слов, так и всего высказывания. Поэтому, при работе над обогащением словаря, важно осуществлять как смысловую, так и грамматическую вариативность в употреблении тех или иных слов, т. е. использовать их в различных формах.
Для того, чтобы речь ребенка была развернутой, красочной, эмоциональной, грамматически правильной, следует обогащать его словарный запас. Для этого я использую способы словообразования и словоизменения.
Словоизменение предполагает изменение слов по числам (ед. и мн., родам (муж., жен., ср. ,временам (наст., прош., буд.)и падежам, а также согласование слов между собой в грамматически правильном оформлении.
В этих целях можно использовать различные игры и упражнения как специально организованные (запланированные занятия, часть занятия, словесные игры, так и в повседневной жизни. Проводятся они в различных формах: индивидуально, с подгруппой и со всей группой. Игры и упражнения по расширению словаря проводятся с использованием наглядности: картинок, игрушек, предметов, с использованием практических действий, а также словесно.
Примеры:
"Что делал? Что делает? Что сделал?"(рисовал, рисует, нарисовал).
Игра с мячом "Один - много" (один огурец, много огурцов).
"Чего не стало"(не стало шапки и т. д).
"Что и сколько нужно Самоделкину для того, чтобы починить самокат?" (два гвоздя, один молоток, "Что и сколько нужно Незнайке, для того, чтобы нарисовать портреты друзей?" (одна кисточка, два карандаша, один альбом)
"Подскажи словечко" (сверкал-сверкало-сверкала-сверкали,большой-большая-большие-большое).
Способ словообразований предполагает собой образование слов с помощью частей слова - приставок, суффиксов и окончаний, а также образование одних частей речи от других ( н-р: существительные от глаголов, прилагательные от существительных,подбор родственных слов.
"Кузовок" (вот тебе кузовок, клади в него все, что кончается на "ок").
"Маленький, больше, большой"(картинки великана, человека и гномика, называются части тела: глазки, глаза, глазищи; ручки, руки, ручищи).
"Полянка"(образование слов от глагола : строить - стройка, строительство, строитель и т. д.).
"Сравни предметы, закончи предложение " (арбуз большой, а тыква еще. ; клубничка маленькая, а смородина еще., дыня сладкая, а персик еще. ; осенью холодно, а зимой еще.).
"Подбор родственных слов" (Солнце. День какой (солнечный) Утро какое? Погода какая? Дни какие).
"Из чего сделан предмет?"(Стул из дерева какой (деревянный) Ключ из железа? Конверт из бумаги? Сок из яблок? Варенье из малины?.
"Где чей малыш? Где чья мама?"(название детенышей животных).
"Чей хвост? Чьи уши? (притяжательные местоимения).
"Назови ласково"(образование уменьшительно - ласкательных суффиксов)
"Что для чего?" (для хлеба - хлебница, для мыла -мыльница, для салата - салатница и т. д.).
"Найди лишнее слово" : горе, горный,гора;
боль, больной,больница;
водить, вода, водный;
лес, лесник, лестница;
море, морщины, морской;
беседа, беседка, соседка;
лук, лукавить, луковый;
"Назвать общую часть слов - родственников" :
зимушка, зимовье, зимовать;
домашний, домик, домовой,;
плаксивый, плачет, плакса.
"Объясните, из каких слов образовались слова" :
листопад, рыболов, самолет, трубочист, самосвал, мясорубка и др.
Проводимая работа показывает :
- возрастает речевая активность детей;
- происходит расширение и обогащение словаря, развивается связная речь.
Литература:
1. В. П Глухов "Формирование связной речи детей дошкольного возраста С ОНР" М. 2013
2. Методический журнал "Ребенок в детском саду " Статья: "Словесные игры на кухне"
3. У. М. Сидорова "Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР" М. 2005
4. Г. С. Швайко "Игры и игровые упражнения по развитию речи" М. :Айрис -пресс,2015