Титкова Анастасия Петровна
Мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
«Пальчиковые игры как средство развития речи детей»
Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на становление речевых функций ребенка в любом возрасте. Наиболее интересным средством развития моторики для ребенка, являются пальчиковые игры.
Цель: Показать роль семьи в развитии речи детей.
Задачи: Создать дружественное отношение между родителями и детьми.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Пальчиковые игры как средство развития речи детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Развивать моторику рук детей, посредством изготовления пальчиковой игры.
Повысить знания родителей о развитии речи детей разного возраста.
Ход мастер – класса
Учитель-логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на мастер-классе «Развитие речи детей посредством использования пальчиковых игр» Предлагаю встать всем в круг и поприветствовать друг друга.
Игра «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
И на такой позитивной ноте предлагаю вам сесть за столы.
Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры? (Ответы родителей)
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, Владимир Михайлович Бехтерев доказал: «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию».
Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития :
-Способствуют развитию речи.
-Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
-Способствуют развитию творческой деятельности.
-Активизируют мелкую моторику рук.
-Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
-Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
-Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Когда мама для пальчиковой игры берет ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для детей являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребенку понравится игра зависит во многом от исполнителя взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следуют выучить стихи наизусть.
Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Мелкая моторика- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой, всем телом.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации по проведению пальчиковых игр :
1. Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
2. Если в новой игре имеются не знакомые детям персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
3. Используйте максимально выразительную мимику.
4. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то
громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
5. Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если дети на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Практическая часть.
- А сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам изготовить материалы для пальчиковой игры.
У вас на столах лежат шаблоны и белый картон, карандаши, и все необходимое. Вам необходимо обвести шаблон на картоне, обвести кружочки здесь будут отверстия для пальцев. Теперь все раскрасить и добавить детали, вырезать и получится… А теперь правильно подобрать чистоговорки.
Предложены чистоговорки.
Когда все персонажи готовы, предлагаю подобрать чистоговорки и проиграть с ребенком вместе.
Какие вы все молодцы. А теперь хочу узнать ваше мнение.
- Вот если вам все понятно, и вы уже знаете, что сможете использовать полученную информацию дальше, выберете веселый жёлтый смайлик.
-Если же все понятно, но вы считаете, что информация для вас была бесполезна, то выберете зеленый смайлик.
-Если вам ничего не понятно, и считаете информацию бесполезной, то фиолетовый.
Для вас я приготовила буклеты «Пальчиковые игры как средство развития речи детей», а детям сладкие призы.
– В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас своими успехами.
Стихи для пальчиковых игр.
Сороконожка.
Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее всё нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
"Просьба ноги вытирать! "
Мышка
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила,
Мышки сушки кушать стали
Мышки зубки все сломали
Белка
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишки
Белка шишку уронила
Прямо в мишку угодила.
Мишка
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает
Песенку поет,
Вдруг шишка отскочила
Прямо мишке в лоб
Мишка рассердился и ногою топ.
Зайка
Бежит зайка по дорожке
Устали его ножки,
Сел зайка посидеть,
Свои песни спеть,
Пробегал мимо волк,
А зайка прыг и под кусток.
Чистоговорки для самых маленьких.
Лиса
Са-са-са под кустом сидит лиса
Су-су-су- напугали мы лису,
Са-са-са – убежала в лес лиса.
Кот
Та-та-та-поймали мы кота,
Ту-ту-ту-дали молока коту
От-от-от-замурлыкал сытый кот
Том-том-том – довольны мы котом.
Буква «Б»
Ба-ба-ба — во дворе изба.
Ба-ба-ба — на крыше труба.
Бе-бе-бе — кот сидит на трубе.
Би-би-би — сидят под крышей голуби.
Буква «Г»
Гу-гу-гу — бык пасется на лугу.
Га-га-га – у быка рога.
Ги-ги-ги – ты быстрей беги.
Ги-ги-ги – ноги береги.
Буква «Ф»
Фа-фа-фа – город есть такой – Уфа.
Аф-аф-аф – в городе жил старый граф.
Фе-фе-фе – граф спал только на софе.
Аф-аф-аф – был у графа черный шкаф.