Ирина Ржевская
Мастер-класс для родителей «Использование массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию массажного мяча в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами и приемами использования массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой.
2. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой“» размещена в разделах
- Массаж. Консультации для родителей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Мастер-классы для родителей
- Мелкая моторика
- Мяч, мячик
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Оборудование:
• массажные мячи с колючками по количеству участников;
• комплекс пальчиковой гимнастики.
Раздаточный материал:
• памятка для родителей «Массажный мяч»;
• консультация для родителей «Пальчиковые игры с массажным мячом»;
• «Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие» (практические советы);
• презентация «Биологически активные точки ладоней рук».
Ход мастер- класса :
— Уважаемые друзья, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему «Использование массажного мяча в комплексе с пальчиковой гимнастикой».
1 часть. Теоретическое обоснование темы.
Ребенок постоянно изучает, познает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать этот интерес и способствуют постоянному развитию ребенка, то необходимо предлагать детям различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.). Работа по развитию мелкой моторики начинается с самого раннего возраста. Грудному младенцу можно массировать стопы и пальчики рук, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняя простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, расширяется работы в данном направлении.
Игра — является ведущим видом деятельности в обучении и воспитании детей. Игровые формы работы дают поле для использования разнообразного оборудования, в том числе и нестандартного (массажные мячи).
Высказывание В. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» раскрывает следующее, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности ребенка совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук (презентация «Биологически активные точки ладоней рук»).
В настоящее время темпы развития речи у детей катастрофически снижаются.
Несмотря на то, что в магазинах можно приобрести различные развивающие игрушки и посредством интернета включить ребенка в компьютерные игры, развитие мелкой моторики остается не на высоком уровне.
Именно поэтому для развития мелкой моторики рук необходимо включать комплексы пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика–это нетрадиционная форма закаливания, которая развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. Разучивание текстов с применением пальчиковой гимнастики способствует более активному развитию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности.
Особый интерес у детей вызывает массаж ладоней и пальчиков рук посредством массажного мяча.
Играя с массажным мячом, который помещается в ладошке, ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.
Совместно с ребенком можно выполнять различные упражнения: подбрасывать и ловить мяч, растягивать и шуточно нажимать на него, раскатывать в ладонях и т. д.
2 часть. Работа с предложенным материалом.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных стихов, сказок при помощи пальцев. Одной из форм работы с детьми по развитию мелкой моторики рук являются пальчиковые игры с предметами.
Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с массажным мячом.
А) Упражнение «Ёжик»
Представьте, что к вам в гости пришел ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом.
Ёжик выбился из сил —
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.
Б) А теперь давай немного потанцуем под музыку и выполним комплекс упражнений с музыкальным сопровождением.
Комплекс упражнений :
Мяч находится между ладоней, пальцы прижаты друг к другу. Делать массажные движения, катая мяч вперед-назад (вверх-вниз, круговые движения. Далее продолжить катать мяч по ногам, в парах по спине и завершить стопами.
В) Выполнять можно движения с мячом в сопровождение сказочных героев. Сказку можно придумать самостоятельно. Элементы сказкотерапии настраивают ребенка на положительные эмоции, развивают фантазию, воображение, а в комплексе с мячом и мелкую моторику рук.
Предлагаю Вашему вниманию послушать авторскую сказку «Ёжик» и выполнить, согласно тексту, движения с массажным мячом.
— Жил да был Ёжик в волшебной стране (положить мяч на ладошку). У Ёжика было много друзей (катать мяч от ладошки к каждому пальчику) : Медведь (большой палец, Лиса (указательный палец, Волк (средний палец, Белка (безымянный палец, Заяц (мизинец, затем (зажать мяч в ладошке).
И решил он однажды навестить своих друзей.
Выбежал Ёжик на тропинку (катать мяч по кругу ладони) и побежал к Медведю, так как его домик был совсем не далеко. Бежит, подпрыгивает на кочках (пальцами рук нажать на мяч).
Но не оказалось Медведя дома: «Наверное, он спит» — подумал Ёжик и покатился дальше (катать мяч по кругу ладони).
Катится Ёжик, а навстречу ему Лиса идет не спеша.
Обрадовался Ёжик, спрашивает у Лисы:
— «Куда ты идёшь?».
— «В деревню за курочками» — отвечает Лиса – «Пойдем со мной».
— «Нет, я не пойду! Иди сама!» (катать мяч влево-вправо).
Покатился Ёжик дальше (катать мяч по кругу ладони).
Вдруг из-за куста выбежал Волк и говорит:
— «Привет, Ёжик! Ты не видел, Заяц не пробегал?» (катать мяч вперед-назад)
-«Нет, не видел!» — отвечает Ёжик (катать мяч влево — вправо).
— «Я чувствую его запах, он где-то рядом…»- сказал Волк и побежал дальше по тропинке в лес.
Ёжик задумался, поднял голову вверх и увидел на ветке дерева сидит Белка и грызет орешки (подбрасывать вверх мяч и ловить).
— «Будешь орешек?»- спросила Белка.
— «Да!» — ответил Ёжик.
-«Ну, тогда лови!» (подбрасывать вверх мяч и ловить).
Раз – орешек (зажать мяч в ладошке, два – орешек, (зажать мяч в другой ладошке) — много насобирали.
Поблагодарил Ёжик Белку за орешки и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).
Вдруг ему навстречу выскакивает Заяц, спрашивает его Ё жик:
-«Ты куда скачешь?»
-«Скачу, сам не знаю куда!» — отвечает Заяц. – «Поскакали вместе».
Стал Ёжик с Зайцем скакать (прикасаться колючками мяча к кончикам пальцев).
Не заметил Ёжик, как у своего домика очутился, не захотел он больше прыгать, устал. Зашёл он в свой домик (раскатать мяч по ладошке, лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать мяч в ладошке) и уснул.
3 часть. Рефлексия.
На заключительном этапе мастер-класса хотелось бы, чтобы все участники поделились своими впечатлениями, высказали собственное мнение — что Вам больше всего понравилось или возможно было неинтересно?
Участники, если Вы узнали что-то новое для себя и были увлечены процессом игры с мячом — подбрасывайте вверх мяч, а если было скучно и неинтересно — зажмите мяч в ладонях.
Литература:
1. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.
2. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.
3. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.