ирина торлопова
Мастер-класс для родителей «Использование игрового дидактического материала по ФЭМП у дошкольников в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование игрового дидактического материала по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в домашних условиях".
Подготовила воспитатель
дошкольной группы Торлопова И. Г.
2017 год
Публикация «Мастер-класс для родителей „Использование игрового дидактического материала по ФЭМП у дошкольников в домашних условиях“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Цель. Повышение мастерства родителей — участников мастер-класса в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога-мастера. Задачи: Познакомить родителей с математическими играми,
создать условий для общения и стимулирования роста творческого потенциала родителей.
Ход мастер - класса.
Уважаемые родители!
Математика – наука
Хороша и всем нужна,
Без нее прожить нам трудно,
Без нее нам жизнь сложна.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.
Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадайка!
Она большая зазнавайка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3)
Второе игровое задание использование дидактического пособие по ФЭМП «Тренажер «Божья коровка»
Задачи: учить детей ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении; формировать умение определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа-направо», «слева-налево», «по центру» и т. д. Развивать зрительную память, внимание; умение использовать предлоги и слова для обозначения расположения предметов в пространстве.
Оборудование: таблицы с клетками (по 9, 16, 25, 36, 49, 64 клетки, плоскостные жучки из картона «божьи коровки».
Правила игры: Божья коровка двигается по команде. Она может двигаться вверх, вниз, направо, налево. На начальных этапах игры (поле из 9, 16, 25 клеточек) ребенок может двигать жука по полю. На последних этапах игры (поле из 36, 49, 64 клеточек) ребенок должен еще научиться мысленно передвигать жука в нужных направлениях и называть его местоположение. Слуховой диктант. Примерные ходы божьей коровки:
1 этап (таблица из 9 клеточек) ; (жучок в центре) : верхний правый угол, нижний левый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, в центре.
2 этап (таблица из 16 клеточек) ; (жучок в нижнем левом углу) : 1 клеточка вверх, 1 клеточка направо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка направо и т. д.
3 этап (таблица на 25 клеточек) ; (жучок в центре) : 1 клеточка направо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка налево, 1 клеточка вверх и т. д. Где находится божья коровка?
4 этап (таблица на 36 клеточек) ; (жучок в правом верхнем углу) : 2 клеточки налево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки налево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка направо и т. д. Куда приполз жучок?
5 этап (таблица на 49 клеточек) ; (жучок в правом нижнем углу) : 2 клеточки наискосок налево вверх, 3 клеточки налево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки направо, 1 клеточка вверх и т. д. Где находится жучок?
6 этап (таблица на 64 клеточки) ; (жучок в левом верхнем углу) : 3 клеточки наискосок вниз направо, 1 клеточка вверх, 4 клеточки направо, 3 клеточки вниз и т. д. Где находится жучок?
Примечание: вариантов путешествия жучка великое множество. В старших группах дети сами придумывают и по очереди диктуют ходы. Эта игра служит отличным тренажером для закрепления пространственного расположения предметов. Можно использовать белое поле и черного жучка.
Третье игровое задание «Математический куб»
В каждом доме найдется обычный пластмассовый кубик, который можно превратить в дидактический и развивающий, что я и предлагаю сделать вам. К пяти граням куба приклеила карточки с изображением цифр (от 1 до 5) и круго.
Варианты игры с кубом:
Вариант 1. Взрослый вращает куб со словами:
Раз, два, три, четыре, пять будем кубик мы вращать.
Ребенок показывает грань куба, на котором остановилось вращение и выполняет задание столько раз, сколько кругов на грани, обращенной к нему (или соответственно какое число на грани куба) .
Вариант 2. Взрослый бросает куб ребенку. Ребенок, возвращая куб, выполняет задание столько раз, сколько указывает ему чисто, обращенное к нему.
Задания 1. для развития общей моторики. Подпрыгнуть на двух ногах; хлопнуть в ладоши; наклониться вперед и т. д.
Задания 2. для развития лексико- грамматических категорий.
а) Согласование числительных с именами существительными. Взрослый, бросая куб ребенку, называет имя существительное (слово – предмет). Ребенок, согласуя имя существительное с числительным, выпавшим на грани куба, обращенной к нему, возвращает куб, озвучивая словосочетание. Например «Дикие животные». Взрослый: «Заяц». Ребенок: «Три зайца». (медведь - четыре медведя; волк – один волк; белка – много белок и т. д.)
б) Согласование числительных и прилагательных с именами существительными. Взрослый: «Храбрый заяц». Ребенок: «Два храбрых зайца». (бурый медведь – три бурых медведя; хитрая лиса – пять хитрых лис и т. д.)
Задания 3. Для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. а) Произнести автоматизированный звук, слог со звуком; слово с заданным звуком. б) Назвать гласные, либо согласные звуки. в) Придумать слова с заданным звуком. г) Составить предложение из заданного количества слов. Вариантов задания можно придумать множество.
В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста