Елена Верховцева
Мастер-класс для родителей и сотрудников ДОУ «Кем быть? Ранняя профориентация дошкольников и детей с ОВЗ». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей и сотрудников ДОУ на тему:
«Кем быть? Ранняя профориентация дошкольников и детей с ОВЗ». Подготовительная группа. Часть 2.
Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель МБДОУ №148, г. Ульяновск.
(продолжение)
3 ЧАСТЬ
1 Вед: Выбор профессии - это, несомненно, выбор своего будущего. От правильности этого выбора зависит самореализация человека, дальнейшая удовлетворенность своей судьбой и самим собой. Уважаемые взрослые, подумайте каким требованиям должна соответствовать профессия?
А пока вы думаете, мы немного поиграем с ребятами.
Публикация «Мастер-класс для родителей и сотрудников ДОУ „Кем быть? Ранняя профориентация дошкольников и детей с ОВЗ“, Часть 2» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Музыкальная видеоигра «Песенка про профессии»
2 Вед: По данным соцопроса
1. Престижной;
2. Хорошо оплачиваемой;
3. Интересной;
4. С хорошими условиями труда;
5. Её легко было приобрести;
6. Соответствовать желанию родителей;
7. Можно было учиться и работать с друзьями;
8. Востребованной на рынке труда.
Как вы видите, большинство опрошенных, выбирая профессию, свои собственные интересы и склонности ставят на третье место по степени важности, а возможность трудоустройства – и вовсе на восьмое место и совершенно не учитывают свою профессиональную пригодность, которая является одним из важнейших моментов, учитываемых в процессе профессионального выбора.
Что же такое профессиональная пригодность? Это твоё здоровье, психофизические особенности организма, профессиональные способности и профессиональная квалификация.
Как вы поняли, выбор профессии – это уравнение со многими неизвестными. Существует так называемая формула выбора профессии.
Хочу+Могу+Надо= Моя профессия
Хочу – это твои интересы, склонности, желания, мечты.
Могу – это твои психофизические возможности, здоровье, способности, т. е. профессиональная пригодность.
Надо – это потребность в кадрах на рынке труда, востребованность профессии.
Если ребёнок сможет совместить свои ХОЧУ + МОГУ + НАДО, то его профессиональный выбор будет удачным.
1 Вед: На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей, а количество узких специализаций подсчитать вообще очень сложно. Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. В основном они классифицируются следующим образом.
По характеру труда:
Физический или умственный труд
Исполнительский или творческий характер
По уровню квалификации:
Профессии, требующие высшего образования;
Профессии, требующие среднего профессионального образования;
Профессии, не требующие квалификации;
По предмету и характеру труда:
Человек
Техника
Знаковая система (информация)
Художественный образ
Природа.
2 Вед: Остановимся на последней категории, т. к. с первыми двумя всё более понятно и очевидно.
1. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т. д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Уважаемые родители, обратите внимание на памятки! Мы предлагаем вашему вниманию перечень медицинских противопоказаний и рекомендуемые профессии при различных нарушениях у детей с ОВЗ.
1 Вед: Выбирая профессию необходимо учитывать и психологические особенности личности, к которым относят темперамент и характер.
В психологии под темпераментом подразумевают “индивидуально-своеобразные свойства личности, ее психики, определяющие динамику психологической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются постоянными в зрелом возрасте”
Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента:
Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.
Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.
Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.
Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами.
К индивидуальным особенностям личности относится также характер. В психологии под характером понимают “совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам” В зависимости от преобладающего влияния различных психологических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.
4 ЧАСТЬ
2 Вед: Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы. Я хочу предложить вам 3 ситуации – диалога родителя и ребёнка. Я попрошу выйти 6 взрослых. Вы должны обыграть их, а потом высказать своё мнение по данной ситуации. А пока наши родители готовятся, мы поиграем с ребятами в игру «Хорошо – плохо!»
1 Вед: Подумайте, что было бы, когда сказал портной:
«Шить платья мне не хочется, устрою выходной!»
И все б портные в городе за ним ушли домой,
Ходили бы люди голые по улице зимой. (Плохо)
2 Вед: Подумайте, что было бы, когда сказал бы врач:
«Рвать зубы мне не хочется, не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился с подвязанной щекой. (Плохо)
1 Вед: Подумайте, что было бы, когда сказал шофер:
«Возить людей не хочется»! И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы засыпало снежком,
Рабочие на фабрики ходили бы пешком. (Плохо)
2 Вед: Сказал учитель в школе бы: «Мне в нынешнем году,
Учить детей не хочется, я в школу не приду»!
Тетради и учебник валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными до старости росли. (Плохо)
1 Вед: Подумайте, какая бы случилась вдруг беда!
Но только так не сделает никто и никогда.
И люди не откажутся от нужного труда:
Учитель обязательно придет наутро в класс,
И пекари старательно хлеб испекут для вас. (Хорошо)
2 Вед: Любое дело выполнят, что им не поручи,
Портные и сапожники шоферы и врачи.
Мы все семьёю дружною в одной стране живем.
И каждый честно трудится на месте на своем. (Хорошо)
Родители разыгрывают ситуации:
Диалог 1
Мама: Дочка, собирайся, у тебя через полчаса занятие по танцам.
Дочка: Мама, я не хочу идти, у меня там ничего не получается. Да и вообще, танцы – не моё.
Мама: Ты что, думаешь, без регулярных занятий ты поступишь на хореографическое отделение в институт? Я в твоё время так мечтала стать балериной!
Дочка: А я и не собираюсь! Я дизайнером хочу быть.
*Вывод: Самая опасная родительская позиция - воплощать свои несбывшиеся мечты в ребенке.
Диалог 2
Папа: Ну, сын, куда собираешься поступать после школы?
Сын: Знаешь, я мечтаю стать актёром, как Сергей Безруков.
Папа: Какой из тебя актёр? Шут гороховый, разве что! Этих актёров развелось!
Сын: Но я в театральном кружке занимаюсь и у меня, говорят, получается.
Папа: Мужик должен деньги в дом приносить, а не дурака валять!
*Вывод: Нельзя брать кувалду в руки и разбивать настоящие мечты. Опасность в том, что если это действительно мечта и осознанный выбор, то после запрета возможна такая ситуация. Он покорно соглашается и идет учиться туда, куда хочет отец. Через какое-то время понимает: эта специальность не его. Возникает раздражение - родитель погубил мечту, а время упущено. Не факт, что он был бы счастлив, поступив на юридический. Но он вряд ли в такой ситуации отдает себе в этом отчет. Главное - будет расти обида на отца. И на свою «несостоявшуюся» жизнь.
Диалог 3
Родитель (мама или папа): Куда после школы поступать будешь?
Сын (пожимая плечами): Куда-нибудь.
- Ну, а кем работать хотел бы?
- Понятия не имею. Где деньги платят.
- А в школе какой предмет нравиться?
- Никакой.
- Да ты вообще в институт-то будешь поступать?
- Ну, да, ведь надо.
*Вывод: В этом случае стоит предложить вариант, более или менее подходящий, на родительский взгляд.
1 Вед: Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Какие действия родителей, на ваш взгляд, могут помочь расширить знания учащихся о профессиях? (Родители перечисляют возможные совместные мероприятия: поездка на день открытых дверей вместе с ребёнком, экскурсия на предприятие родителей, поиск информации в интернете, беседа с человеком данной профессии)
5 ЧАСТЬ
2 Вед: Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны и актуальны, и нужны. Внимание на экран!
На экране появляется Мультзаставка «Все профессии важны»
1 Вед: Подводя итог нашей встрече, хочется сказать: «Уважаемые папы и мамы! Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии, поддерживайте ребенка, чтобы его мечта сбылась!»
2 Вед: Спасибо за внимание, до новых встреч!