Виктория Лысова
Мастер-класс для родителей и детей старшей группы «Дизайн в росписи народных промыслов»
Цель мастер-класса: дать родителям знание о народных промыслах.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «пластилинография», приёмами и способами изображения;
- научить совместной с детьми деятельности в свободное дома время;
- дать понятие о необходимости развития мелкой мускулатуры кистей и пальцев рук у ребёнка.
Публикация «Мастер-класс для родителей и детей старшей группы „Дизайн в росписи народных промыслов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Оборудование: анкетирование «Народное творчество в жизни Вашего ребёнка», материалы для проведения мастер-класса.
Предварительная работа: составление конспекта проведения, организация пространства для проведения мастер-класса, подбор демонстрационного и раздаточного материала, подготовка анкет для родителей «Народное творчество в жизни Вашего ребёнка».
Ход мастер-класса:
Вводная часть:
- Давайте для начала поприветствуем друг друга. Я поприветствую рядом сидящего человека «Добрый вечер», а вы передавайте приветствие по очереди.
- Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без Вашей помощи. А для того, чтобы Вы могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, я постараюсь освежить Ваши знания о народных промыслах.
Основная часть:
1 творческое задание: «Дымковский конь»
- Уважаемые родители, предлагаю Вам рассмотреть дымковские игрушки, элементы росписи, определить цветовую гамму. Для примера росписи в технике пластилинография предлагаю выбрать дымковского коня и поэтапно украсить его.
1 этап. «Колечки» - Отделить от общего бруска пластилина красного цвета кусочек, раскатать на дощечке колбаску, разделить стекой на равные части, выложить в виде колечек на силуэте козленка, плотно прижимая к картону. (Напоминание родителям, что пластилин липкий материал, поэтому пальцы нужно периодически смачивать в воде)
2 этап. «Кружочки» - Отделить от общего бруска пластилина зеленого цвета кусочек, раскатать толстую колбаску, разделить стекой на равные части, скатать между пальцами шарик, сплющить и прижать в середине каждого колечка.
3 этап. «Горошины» - Отделить от большого бруска пластилина желтого цвета кусочек, отщипнуть небольшой кусочек, раскатать пальчиками горошину, наклеивание их по всей поверхности силуэта козленка хаотично.
2 творческое задание: «Хохломская ложка»
Представить для рассматривания предметы хохломы, рассматривание элементов росписи растительного характера, определение цветовой гаммы и этапов работы.
1 этап. «Роза» - Раскатать колбаску из пластилина желтого, охристого, красного цвета, разделить стекой на 8 частей, разного размера, сузить каждую колбаску с одной стороны, прикрепить на силуэт, примазывая к середке цветка и располагая по кругу.
2 этап. «Серединка» - Раскатать колбаски из пластилина контрастных цветов, разделить на небольшие части, расположить в серединке цветка, сдавливающими движениями соединить.
3 этап. «Цветок» - Раскатать колбаску из пластилина охристого цвета, разделить на 5 частей, скатать в шарики, сплющить в лепешку, расположить по кругу. Из кусочка пластилина желтого цвета скатать шарик, прикрепить к середине цветка.
4 этап. «Веточки» - Раскатать из пластилина зеленого цвета длинную узкую колбаску, по силуэту выложить завиток влево и вправо от цветка, с верху и снизу расположить листочки, стекой прорисовать прожилки.
5 этап. «Ягода» - Из пластилина красного цвета скатать шарик, сузить с одного конца, придавая форму сердечка, прикрепить к силуэту слегка сдавив, стекой или зубочисткой изобразить на ягоде семечки. В качестве альтернативы предложить выложить семечки из бисера черного цвета. Из зеленого пластилина скатать тонкую колбаску, изобразить листочек для ягодки.
3 творческое задание: «Гжельский кувшин»
Рассматривание изделий гжельских мастеров, определение характера росписи, цветовой гаммы изделия. Предложить родителям украсить кувшин гжельским розаном. Определение этапов работы.
1 этап. - Смешать синий и белый пластилин, взяв по кусочку и пальцами перемешать, чтобы получился голубой. Раскатать тонкие колбаски синего и голубого цветов, выложить в определенном порядке, сначала синим цветом, затем голубым по внутреннему силуэту розана, соединяя цвета прижимая их к основанию.
2 этап. «Веточки», «Елочки» - Раскатать тонкие колбаски голубого и синего цвета, прикрепить к основанию цветка, слегка придавливая, с лева и с права от стебелька выложить спиральки, елочки, веточки, чередуя голубой и синий цвета колбасок.
3 этап. «Листочки» - Раскатать из пластилина голубого цвета колбаски, заузить с обеих сторон, сплющить пальцами рук, прикрепить к стебелькам букета, стекой или зубочисткой прорисовать прожилки.
4 этап. «Тычинки» - Из кусочка пластилина черного цвета раскатать тонкие колбаски, расположить в середине розана, наискосок в виде сеточки, слегка придавив.
Заключительная часть:
- Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить в свободное время данные занятия. Я хочу вручить Вам анкеты «Народное творчество в жизни Вашего ребёнка». Прошу заполнить их дома и принести в детский сад. Какая информация была Вам уже знакома? О чём услышали впервые? В конце нашего мастер-класса мне бы хотелось, чтобы вы заполнили анкеты-отзывы о нашем мероприятии.